Распространение Covid-19 и падение цен на нефть спровоцировали ощутимый спад мирового производства и множество других проблем в разных странах мира. Неудивительно, что в таких условиях русофобский вектор внешней политики Европы стал еще менее популярным. Говоря простым языком, обществу стало просто не до этого.
В Германии это видно лучше всего. Один из депутатов бундестага, член комитета по международным отношениям Антон Фризен так и вовсе недавно заявил, что отказ от санкций против РФ должен стать программным решением для поддержки экономики ФРГ.
Появился "звоночек" и в немецком обществе. Как пишет Reuters, недавний опрос показал, что глава Баварии Маркус Зедер оказался более популярным политиком Германии, чем Ангела Меркель.
Россия – уже не "агрессор" и не враг?
Во-первых, следует признать, что депутат бундестага и член комитета по международным отношениям Антон Фризен – это личность, если говорить об отношениях с Россией, "политически токсичная". Он русскоязычный. Более того, он родился в Казахстане в 1985 году, т. е. формально является "выходцем из СССР". Антон Фризен – член партии "Альтернатива для Германии", которая известна своими резкими высказываниями в адрес действующего немецкого правительства. Следует признать, что ничего кроме призыва "дружить с Россией" от него и не следовало ждать.
Однако как бы сильно не хотелось считать его "белой вороной" в немецком обществе, его мнение, как оказалось, действительно может найти поддержку среди обычных граждан ФРГ. Речь не идет о том, чтобы именно он стал главой Германии. Все дело в идее изменить внешнюю политику Берлина. Кстати, немцы, похоже, уже знают, кому такую задачу можно бы было поручить.
"Недавний опрос института INSA показал, что глава Баварии Маркус Зедер оказался самым популярным политиком в стране. Даже действующий канцлер Ангела Меркель осталась позади него", – пишет Reuters.
Чтобы ни у кого не возникало подозрений в том, что опрос проводился какими-нибудь пророссийскими политическими силами, кратко взглянем на тех, кто и как это организовал. Исследование проводилось европейским институтом INSA по заказу одного из ведущих немецких изданий Focus. Никто из них в особой любви к РФ ранее замечен не был, поэтому результаты опроса действительно следует считать правдивыми.
А теперь взглянем на фигуру Маркуса Зедера. Глава Баварии – это политик, который вообще не боится показывать свои консервативные взгляды. Заметьте, это в то время, когда европейская элита пропитана либеральными ценностями. Напомним, еще в 2018 году он спровоцировал острую религиозно-политическую дискуссию в ФРГ. Маркус Зедер распорядился вывесить на входе во все административные здания земли христианские кресты, причем сам лично установил один из них в здании государственной канцелярии.
Глава Баварии официально поддерживает политику Берлина по санкциям против РФ. Но это не мешает ему ездить в Москву, встречаться с ее мэром, а заодно и с российским президентом Владимиром Путиным.
"Зачем главе РФ отдельно разговаривать с премьер-министром одной из 16 федеральных земель ФРГ, если буквально пару недель назад он принимал в Кремле канцлера Германии? Все дело в том, что Зедер – непростой политик для России. Во-первых, потому что представляет интересы именно Баварии – земли, с которой у РФ предостаточно общих экономических и не только связей", – пишет немецкое издание Deutsche Welle.
А теперь свяжем два простых факта. Первое – член партии "Альтернатива для Германии" Антон Фризен говорит в бундестаге о необходимости снятия санкций с России, поскольку ситуация с коронавирусом и проблемами в экономике не оставляет Берлину выбора. Второе – немецкое общество сейчас считает самым полезным для страны политиком главу Баварии – человека, который лучше других знает, насколько важна торговля с РФ и не стесняется это говорить вслух.
Выходит, что немецкие СМИ, отдельные политики и общество, сознательно или под давлением обстоятельств сегодня вынуждены все чаще говорить или думать о сотрудничестве с РФ.
Куда делать антироссийская истерия?
Следует напомнить, что в Германии, как и во всей Европе, с 2014 года очень активно раскручивали русофобию. СМИ, политики и неправительственные организации критиковали любое действие Москвы. "Агрессивный Кремль" считался в инфополе Евросоюза очевидным фактом, который даже оспаривать нет смысла. И вот после многолетней накачки антироссийской истерией такая "идеология" практически улетучивается.
Меркель, которая последовательно выступает за санкции против Москвы, уже не является самым популярным политиком в стране. При этом в бундестаге все чаще говорят о необходимости снятия ограничительных мер и восстановлении сотрудничества с РФ. Почему?
Как рассказала Baltnews генеральный директор "НИИ Социологии" Мария Филь, этому есть несколько объяснений.
"В немецком обществе, если брать не только отдельных индивидов, но и бизнес, нет откровенно антироссийских настроений. Русофобия, в первую очередь, была в правящей элите и в СМИ, которые ее обслуживают. Есть Атлантический альянс, есть отношения, скрепленные договорами, с США, что объективно вынуждает Берлин дублировать действия Вашингтона на мировой арене", – признает эксперт.
Но, как подчеркнула Мария Филь, сейчас в условиях формирующегося кризиса, экономика будет играть более главенствующую роль, "подвинув" политику. Перед обществом как бы становится вопрос выживания, поэтому вполне естественно, что вымученная русофобская риторика будет уходить на второй план.
ФРГ – это наиболее развитая страна ЕС. В обществе прекрасно видят, что она достаточно долго сотрудничала с РФ, имела неплохой товарооборот. Рядовому гражданину не нравится, что, когда настали "трудные времена", его государство добровольно должно лишать себя такой взаимовыгодной кооперации.
"Германии есть что терять. Заметьте, какая-нибудь Румыния, у которой нет таких связей с Россией, как у ФРГ, не особо переживает о последствиях русофобской позиции на международной арене. Условно говоря, население этой страны прекрасно понимает – экономика Румынии настолько слаба, что вести самостоятельную игру на крупных рынках она не в состоянии. Это значит, что для нее важно не развивать двусторонние торговые отношения с крупным соседом (Россией), а просто "зарабатывать" на новый кредит от Брюсселя или Вашингтона.
В Германии все не так. Серьезная и развитая держава всегда вынуждена считаться со своим бизнесом. В кризисной ситуации, когда есть нехватка рабочих мест, производство останавливается, а товар некому сбывать, правительству ФРГ это надо чем-то компенсировать. И вот тут перед обществом возникает выбор. Первый вариант – одобрить дальнейшие деструктивные действия власти, которой важны "рекомендации" Вашингтона, а не благосостояние своего народа. Второй вариант – найти политика, который считает это неправильным, и выразить ему поддержку.
Получится ли главе Баварии или кому-нибудь с похожей позицией воспользоваться ситуацией? Это уже отдельный вопрос, на который должны отвечать политологи", – говорит генеральный директор "НИИ Социологии".
Также социолог отметила решимость жителей ФРГ. Результаты опроса в немецком издании показали, что немцев даже не сильно беспокоит позиция США. Безусловно, у Соединенных Штатов множество проблем, но у Вашингтона обязательно найдется время и средства, чтобы наказать Берлин за откровенное сближение с Москвой. Однако судя по результатам опроса для издания Focus, общество в ФРГ не пугает даже это.
"Дело не в том, что немцы смелее других. Просто кризис начинает затрагивать каждого лично. Это не война в Донбассе, которая для рядового жителя ФРГ была "где-то там… на Украине". От коронавируса и падения цен на нефть, в определенной мере, страдает сегодня каждый немец. Это "бьет по психике". Жителю Старого света долго внушали, что он часть "золотого миллиарда", а значит, все беды его стороной обойдут. Но вот незадача – именно развитые страны в Европе сейчас больше всех страдают.
Общество почувствовало некий обман, поэтому рефлексирует, пытаясь найти замену тем управленцам, которые их, по сути, обманули", – заключила социолог.
Европейские элиты отстали от жизни
Разумеется, все это не значит, что Берлин уже через пару месяцев выйдет из НАТО, разорвет все соглашения с США и бросится в объятия России. Но при этом глупо отрицать, что в европейских странах население явно не разделяет точку зрения элит. Яркое тому свидетельство – рост популярности "правых" и "ультраправых" во многих государствах ЕС.
Кстати, как рассказал Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, не стоит зацикливаться именно на отношениях с Россией:
"Не думаю, что идеология во внешнеполитическом курсе ФРГ "сдувается". Ситуация выглядит несколько сложнее. Я бы вообще не мерил состояние международных отношений европолитиков градусником русофобии и не сводил бы их описание только до интересов России. Если мы будем так думать, то рискуем превратиться в Прибалтику – территорию, где политикум параноидально живет только узконациональным интересом".
"Немецкое общество достаточно дисциплинировано. Оно любит "центр", следовательно, соглашается с его позицией по тем или иным вопросам, остальное воспроизводится как позиция маргинальная, но и одновременно – безответственная. К ним можно отнести, к примеру, представителей "Альтернативы для Германии" или популистов разного толка.
Они живут с развязанными руками, разумеется, в рамках закона и в той мере, в какой их мнение может попасть на страницы центральных газет и телевидения. Они понимают, что, если "перегнут палку", их просто заблокируют в инфополе страны. Именно поэтому я бы всерьез не относился к таким политикам. Они могут свою позицию менять как маски от коронавируса", – заявил эксперт.
При этом Вячеслав Данилов отметил, есть и еще детали, которые куда важнее. По его мнению, у части немецкого политикума вне истеблишмента, который все эти годы растет не только в ФРГ, все четче прорисовывается понимание происходящего. Они стали осознавать, что столкновение с проблемами, которые превышают национальный суверенитет, требует кооперации.
"И вот эти политики прямо говорят, что если речь идет о кооперации, то санкции против Ирана в ситуации с коронавирусной инфекцией – это аморально и даже преступно. Конечно, Россия не находится под таким же давлением, но тем не менее это касается и ее. Исключение РФ из общеевропейских дел, как и попытки национального бойкота Москве, бьют по интересам немцев не непосредственно, а окружным путем, через глобальный контекст. Многим это не нравится. Именно поэтому мы и видим в европейских СМИ такие вот результаты опросов", – подвел итог директор Центра политического анализа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.