Сотрудничество "Гапрома" и британо-нидерландской нефтегазовой компании Shell может открыть для России новые перспективы на мировом рынке энергоресурсов. Об этом в разговоре с ФБА "Экономика сегодня" сказал президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов.
В июне 2018 года во время международного экономического форума представители компании Shell и "Газпром нефть" договорились о сотрудничестве. Стороны приняли решение создать совместное предприятие для освоения лицензионных участков в Ямало-Ненецком автономном округе.
Помимо объединения усилий, компании заключили сделку купли-продажи 50% в уставном капитале "Меретояханефтегаза". Глава компании "Газпром нефть" Александр Дюков отметил, что стороны вложили в общий проект 130 млрд рублей.
В чем суть сделки?
По словам Анпилогова, сделка между компаниями касается реализации проектов по добыче арктического газа и нефти. "Геологические запасы месторождений, которые войдут в периметр сделки, составляют около 1,1 млрд тонн нефти", – пояснил он.
Сотрудничество "Газпрома" с Shell для реализации проектов необходимо, потому что британские и нидерландские партнеры имеют преимущества, которые помогут "Газпрому" в полной мере раскрыть свой потенциал и укрепить свое положение на международном рынке природного газа и нефти.
"У международной организации Shell есть неоценимое преимущество – она обладает всем сектором современных технологий как в нефтедобыче и переработке, так и в газовой отрасли, в том числе она разработала метод сжижения большого объема природного газа".
Для реализации новых проектов необходимы "компетенции международной компании в сжижении газа", потому что в северной части России много месторождений.
"Привлечением Shell "Газпром" оправдает желание обновить свои возможности, особенно на фоне успехов "Новатэка", а также расширит выходы на европейский и американский рынки", – подчеркнул Анпилогов.
Глава Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Игорь Артемьев подтвердил, что вопрос о сделке по созданию совместного предприятия Shell и "Газпром нефти" уже включен в повестку дня.
Председатель Shell в России Седерик Кремерс ранее выразил надежду на то, что компании получат разрешение российских властей на сделку в первом квартале 2020 года и закроют ее в первой половине года.
Влияние американских санкций
По словам Анпилогова, ранее Shell всегда подчинялась требованиям Вашингтона. В частности, речь идет об участии компании в реализации сахалинских проектов "Газпрома". Тогда из-за санкционной политики США суда Shell были вынуждены выйти из проекта. Вследствие этого решения "Газпрому" понадобилось приобрести собственное судно-трубоукладчик.
"Для этого компании пришлось приобретать краново-монтажное трубоукладочное судно "Академик Черский", которое сейчас пытается добраться до пункта выполнения работ по завершению строительства газопровода "Северный поток–2" и уложиться в скорректированные планы", – сказал Анпилогов.
Shell оказался сторонником проекта "Северный поток–2". Представители компании даже обращались в Конгресс США с просьбой не вводить санкции против российского проекта.
По мнению Анпилогова, новые санкции Вашингтона никак не влияют на совместные проекты сторон, так как они не имеют прямого отношения к совместной деятельности компаний:
"Санкции, введенные Соединенными Штатами Америки, являются секторальными и приняты они для очень большого списка российских лиц и компаний, но по определенным видам их деятельности. Сейчас Shell и "Газпром нефть" нашли лазейку, благодаря которой смогут наладить сотрудничество без ущерба для компаний от американских санкций".