"У западных СМИ – какая-то своя Россия". Странные дела происходят с иностранной прессой

Цензура и запрет СМИ сегодня стали обычным элементом общественной жизни стран Запада, которые диктуют всем свои демократические ценности, но сами же их не соблюдают. Каким же был представлен мир в СМИ в этом году?

Пандемия коронавируса для многих создала ощущение того, что СМИ стран Запада должны "ослабить хватку" и сконцентрировать свое внимание не на бессмысленной и беспощадной демонизации России, а на важных проблемах. Однако эти ожидания совсем не оправдались, заявили эксперты в ходе онлайн-конференции "Мир глазами СМИ в 2020 году".

Кроме как о России, писать не о чем?

В период глобального кризиса из-за пандемии заметных изменений в освещении западными СМИ ситуации в России и ее отношений с другими странами не произошло, считает обозреватель МИА "Россия сегодня" Владимир Корнилов.

"Хотя были такие надежды, когда началась пандемия коронавируса, которая стала для всего мира общей бедой. Уж тогда, казалось бы, всем не до России было", – заявил Корнилов в ходе конференции.

По его словам, случившийся во всем мире кризис не особо повлиял на освещение событий, происходящих в России.

"При этом много других событий в масс-медийном пространстве добавили негатива в адрес России. Например, тот фейк, запущенный New York Times о Талибане (организация запрещена в России – прим. Baltnews). Очень печально, что осознание всеобщей опасности и беды не принесло значительных изменений в тональности материалов СМИ", – подчеркнул он.

© Sputnik / Нина Зотина
Обозреватель МИА "Россия сегодня", публицист Владимир Корнилов и директор дирекции по коммуникациям МИА "Россия сегодня" Петр Лидов

В подтверждение этого директор по коммуникациям МИА "Россия сегодня" Петр Лидов представил подготовленное агентством новое исследование, посвященное изучению специфики освещения темы коронавируса и российской борьбы с пандемией СМИ стран "Большой семерки" и Китая.

"В значительной степени информация носила информативный и нейтральный характер – сколько человек заболело и так далее. Однако 26% информации была отрицательная, и только 8% – положительная", – рассказал Лидов.

При этом наибольший объем нейтральных и позитивных материалов принадлежал китайским СМИ.

"А вот по негативу о России, и тут ничего не было удивительного, почетное первое место принадлежит США. 60% материалов о РФ в контексте коронавируса носили резко отрицательный характер, и только 4% – положительный. Больше всего критиковалась ситуация в России, позиция властей, звучала критика в адрес системы здравоохранения. Были и обвинения в адрес России в проведении дезинформационных компаний, связанных с пандемией", – рассказал Лидов.

Информационное поле Великобритании, по результатам исследования, имело всего 1% положительной информации, и 38% негативных оценок событий в России. И хотя в Германии ожидалось, что отношение к России должно быть более взвешенным, однако ситуация оказалась схожей с Великобританией – 44% негатива при незначительной статистической доле позитива, объяснил Лидов.

Независимый журналист Ева Бартлетт, которая сейчас находится в Сирии, рассказала о дезинформации стран Запада, развернутой против России и ее действий в Сирии, направленных на стабилизацию ситуации.

"На юго-востоке Сирии в один из лагерей Россия поставляла гуманитарную помощь. Но западные СМИ писали о том, как там все 40 тысяч человек голодают. Когда Россия эвакуировала людей в Сирии, СМИ писали о том, что этих людей якобы держит в осаде", – рассказала в ходе конференции она.

По ее словам, западные СМИ часто занимаются откровенной дезинформацией, которая направлена на очернение России.

Новые тренды

Посткоронавирусный мир уже не будет прежним, и многие элементы его трансформации заметны уже сегодня. По мнению официального представителя МИД Марии Захаровой, СМИ и медиасфера определились как критически важные сферы в условиях глобального мира и в условиях таких масштабных катастроф.

Она отметила, что это произошло по целому ряду причин, среди которых – увеличение скорости распространения информации, новые способы ее доставки, а также ее поиска.

"Очень важным фактором стало то, что, наверное, никто не мог себе представить, – произошло сочетание изоляции, самоизоляции, карантина и выбора людей в пользу СМИ. Последние месяцы показали, что люди были полностью вовлечены в информационную среду, – они были акторами и потребителями этой информационной среды. На примере этих нескольких месяцев мы видим, что массовая тенденция заключается в том, что люди, может, неосознанно, но были полностью увлечены информационную среду", – подчеркнула Захарова.

© Sputnik / Нина Зотина
П/к "Мир глазами СМИ в 2020 году"

По ее словам, в этот период еще сильнее проявился целый спектр информационных угроз.

"За это время мы пережили целое нашествие фейков во всех их проявлениях. Это были вбросы информации через мировые СМИ, которые должны были дестабилизировать ситуацию, посеять сомнение в достоверности фактов", – рассказала официальный представитель МИД России.

В ходе конференции Захарова отдельно остановилась на способах противодействия фейкам. Она пришла к выводу, что на сегодняшний день средств защиты от них не существует.

"Механизма противодействия фейкам просто нет! Это реальность, это горькая правда, которую нужно осознать. Есть слабые попытки, есть и инструментарий, но это все меркнет на фоне угрозы и деструктивной роли фейков", – считает она.

Захарова констатировала отсутствие общности в подходах к информационной среде между странами. По ее словам, нет таких механизмов, которые бы объединяли подходы для предотвращения больших проблем в информационной сфере.

"Нужен какой-то наднациональный механизм борьбы с дезинформацией и фейками. К этой теме всему миру только предстоит "подступиться". На кону информационная безопасность всего мира", – подчеркнула она.

Цензура под флагом русофобии

Некоторые страны Запада буквально объявили войну российским СМИ. Наиболее преуспевшими здесь являются страны Балтии, которые ежегодно заботятся о том, чтобы заблокировать то или иное российское СМИ.

"Раньше мы думали, что дальше, чем сфабрикованное дело Кирилла Вышинского, принудительное закрытия Sputnik Эстония и дискриминация журналистов в странах Балтии, нашим западным коллегам некуда опускаться. Ожидалось, что общая беда поможет создать механизмы для преодоления разногласий и поиска общих ответов на общую угрозу, но ничего такого не произошло. Напротив, июнь прошел под флагом навязчивой идеи латвийских националистов расправиться с российскими СМИ и зачистить полностью информационное пространство республики", – подчеркнула Захарова.

Однако борьба с российскими СМИ, а также борьба с самой Россией посредством масс-медиа продолжается и днем, и ночью, вне зависимости от глобальных катастроф и локальных вызовов.

По словам главного редактора Sputnik в США Миндии Гавашели, цензура постепенно заполоняет и социальные сети, что вскоре примет самые большие масштабы.

"Главное, что нас ждет, – это то, что цензура придет и в социальные сети. Facebook, Twitter и другие площадки организуют некие комитеты правды, стоящие из организаций, которым они как бы поручают выбирать, кто имеет право говорить на этих площадках. Еще десять лет назад они не думали цензурировать контент, теперь это считается их прямой обязанностью", – отметил он.

При этом использование тех или иных соцсетей наряду со СМИ станет еще одним индикатором того, каких взглядов придерживается человек.

"Вскоре пойдет уже разделение не только на то, какие СМИ ты смотришь, но и на то, какими социальными сетями ты будешь пользоваться. Это будет показывать людям, кто ты есть, то есть это станет определять людей и каких взглядов они придерживаются", – считает Гавашели.

Мария Захарова, в свою очередь напомнила о том, что нет никакой объективности в той цензуре, которую мы сегодня наблюдаем. Именно она используется в политических, экономических и иных целях рядом государств.  

"То, что происходит сегодня, – это вообще за гранью добра и зла. Вот я открываю какие-нибудь западные СМИ, читаю, а потом выхожу на улицу и думаю: это вообще про Россию речь идет? Я не нахожу того, где же они берут то, что они рассказывают про Россию", – отметил политолог, журналист МИА "Россия сегодня" Армен Гаспарян.

Он подчеркнул, что в Прибалтике это явление имеет особые масштабы.

"Там нет никакой свободы слова, и самый яркий пример нарушения этого принципа – это Sputnik Эстония. Прошло уже полгода с момента блокировки ресурса, но никто и ничего с этим не сделал. Это, к слову, о европейских ценностях. Прозвучали какие-то голоса о том, что вообще-то это недопустимо, но я не вижу масштабных акций по этому поводу", – заявил журналист.

© Sputnik / Нина Зотина
П/к "Мир глазами СМИ в 2020 году"

"В США гонения на RT – это уже что-то из разряда догмы. Sputnik тоже постоянно притесняют. В ряде стран ЕС и на постсоветском пространстве российские СМИ имеют большие сложности", – подчеркнул Гаспарян, заметив, что все дело здесь в том, что цензура и ограничение свободы СМИ направлено именно на российские издания.

С его мнением согласился швейцарский журналист, писатель Ги Меттан, который напомнил о том, что СМИ используются для агрессии в адрес России как инструмент переписывания истории.

"Сейчас форма русофобии усложняется, кроме традиционных приемов теперь СМИ выбирают отдельные цели. Например, когда начинают переписывать историю Второй мировой войны, – это более интеллектуальный уровень дезинформации. Это типичный пример усиления русофобских позиций западных СМИ", – подчеркнул Меттан.

Однако теперь Россия является не единственным "врагом" для Запада.

"До сих пор Россия была главной целью СМИ, однако за последние полгода в связи с кризисом из-за коронавируса Китай заменил Россию на посту главного врага Запада. Для США это было уже давно так, но сейчас Китай окончательно становится главной целью СМИ во всем Западе. То есть теперь они демонстрируют не только русофобию, но и синофобию – против Китая", – считает Меттан.

При этом эксперт напомнил о том, как западные СМИ тиражировали "трагедию" в селе Рачак в Югославии, что стало формальным поводом и оправданием начала бомбардировок Косово. Тогда "горы тел погибших албанцев от рук сербов", как писали издания, на самом деле были переодетыми в гражданскую одежду албанскими боевиками, что подтвердили проведенные позднее экспертизы. Меттан отметил, что этот пример был одним из наиболее ярких фейков. Журналист при этом отметил, что теперь те же самые технологии США используют и в Сирии.

Цензура как элемент технологии "цветных революций"

Фейки и запреты превращаются в системную работу в области СМИ, считает исполнительный директор МИА "Россия сегодня" Кирилл Вышинский.

"Этим не гнушаются не только крупные СМИ, но этим занимаются и госчиновники, как на Украине. Теперь вещанию других СМИ будут не просто мешать – их будут блокировать, как происходит с RT", – подчеркнул он.

По мнению официального представителя МИД, в сложившейся ситуации должна быть более активная, наступательная и непримиримая позиция российской стороны к той беспрецедентной войне со СМИ и западной цензуре, которую мы видим.

"Иначе будут блокировать, цензурировать. Потому что то, что мы видим сегодня, – это классический пример того, как в борьбе за власть происходит отход от той самой легитимности, которая прописана в американских законах, которые декларировались на словах в пользу использования элементов "цветных революций". Все это проводится теми же самыми структурами, которые отрабатывали новые концепции смены политических режимов в других государствах", – подчеркнула Захарова.

При этом она отметила, что все это имеет прямое отношения к мировой информационной системе.

"США берут старую проблему, которая существует в том или ином обществе. Вместо того, чтобы попытаться ее решить или обсудить, начинается раскачивание политических целей. Все это делается в рамках электоральных циклов. Где здесь закон, где здесь порядок, свобода слова? Не пора ли об этом начать говорить открыто?" – задалась вопросом она.

Зато страны Запада везде напоминают о демократических ценностях, порядке и социальной справедливости. И под видом борьбы за них вторгаются в личные дела других государств. Может, пора навести порядок у себя дома?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.