В Латвии случилась дискуссия о том, какие СМИ предпочитают русскоязычные жители. В ней приняли участие два латышских эксперта и один блогер с русской фамилией, который записал в YouTube два интервью на латышском. Эффект у дискуссии, впрочем, оказался положительным.
Странный выбор
Дискуссия прошла на площадке Бюро Европарламента в Латвии. Обошлась в 250 евро. Как объяснила ее организатор Марта Рибеле, "пригласили экспертов, которые в теме". Вопрос русскоязычных СМИ обсуждали журналист Гунта Слога, эксперт по стратегической коммуникации Иева Берзиня и блогер Никита Троянский.
В этой истории интересно даже не то, что обсуждали приглашенные гости. А то, как подбирают гостей на такие дискуссии. Сам Никита Троянский, который в самом начале сказал о том, что неплохо было бы пригласить русскоязычных журналистов, признался после, что недооценил ситуацию.
"До и после семинара поболтал с Иевой, Гунтой и Мартой (участниками дискуссии) – все очень приятные и доброжелательные. Цель такой дискуссии, конечно, непонятна. Большинство такого рода ивентов, которые я вижу в Латвии и на Западе – это либо либеральный, либо консервативный echo chamber (с англ. "эхо камера"), где не происходит никакого конфликта, дебатов. Тут была попытка поговорить между двумя сторонами, но не очень успешная. Отчасти я не смог качественно описать проблему с отождествлением "прокремлевских новостей" с "дезинформацией" и с другими аргументами; отчасти формат очень ускоренный, поэтому рассчитан на то, что все будут согласны с официальной позицией ЕС, который устраивают эту дискуссию.
После интервью Иева, Гунта и Марта признали, что выбор спикеров был неправильный и что проблемы русских надо решать, как минимум русских задействуя… Я думаю, что польза от этого мероприятия может быть, если оно послужит толчком для более гражданских дискуссий на других платформах", – написал Троянский в комментарии под постом в Facebook, где обсуждалась эта тема.
На самом деле эта история показательна: в латышской медиасреде давно сложилось стереотипное представление о местной русской журналистике. Это якобы такая маргинальная среда, где молятся на Путина. Никто из исследователей всерьез эту тему не изучал, поэтому постоянно приходится сталкиваться с упрощенным пониманием так называемого русского информационного поля.
Три поля
Понятно, что Латвия в плане информационного пространства – страна раздробленная, в первую очередь по языку. Причем не на две, как может показаться, а как минимум на три части. Если, опять же, подойти к ситуации упрощенно. Это латышское информационное поле, русское местное и русское российское, которое втягивает в себе большой процент местной аудитории. Причем, что самое интересное, не только русскоязычной. Российские СМИ, в первую очередь – телеканалы, здесь смотрят многие латыши.
То же самое происходит и с российским Youtube. У того же Юрия Дудя – одного из самых популярных российских Youtube-журналистов – десятки тысячи заходов от пользователей из Латвии. Сегодня таким трафиком не может похвастаться ни один местный русскоязычный журналист. Да и латышским коллегам до него далеко. Многие из них, кстати, смотрят того же Дудя.
Эти три поля существуют сами по себе. Они могут пересекаться, но в целом автономны друг от друга. Тот же Никита Троянский пишет в Facebook:
"Я достаточно наивно согласился на участие в семинаре, не вникая в тему семинара. Слишком поздно осознал, что я таким образом отнимаю место какого-нибудь опытного человека. В то же самое время есть определенный скепсис к "людям с опытом", потому что, если status quo русскоязычных СМИ в Латвии плачевный, то это значит, что они в свое время не мобилизировались на протестный диалог или делали это неэффективно. Представляю, что я могу чего-то не понимать о русских СМИ в Латвии, так что на своем утверждении не настаиваю. Конечно, после этой авантюры буду лучше думать, о том, на что соглашаться", – написал он в своем комментарии.
И с ним сложно спорить. Но не во всем.
Слабость местных русских СМИ связана еще и с тем, что они лишены большинства финансовых потоков, на которые могут рассчитывать латышские платформы: в Латвии по сути декларируется принцип, что надо развивать латышское информационное поле. Русское – это якобы пережиток, от него надо избавиться.
Может, не сейчас, но со временем. Убивая местное русское вещание, власти Латвии способствуют популярности российских СМИ. Русские жители Латвии хотят получать информацию на русском, и они будут ее получать. Но уже из другого государства.
В стране, где 40% населения являются русскими или русскоязычными, нет даже полноценного местного канала на русском языке, а Русское вещание, которое представляет собой несколько программ на русском языке на латышском телеканале LTV7, хотят ликвидировать уже 1 января 2021 года. Якобы их переведут на вещание в Интернет. Но денег на это не выделяют, и все очень туманно. Есть, конечно, полноценный общественный радиоканал – ЛР4, но он тоже постоянно подвергается нападкам националистов.
Те, кто выжили
Из частников выжила одна русскоязычная ежедневная газета – "Cегодня", хотя еще несколько лет назад русских "ежедневок" в Латвии было пять, русскоязычная информационная радиостанция Baltkom, ряд порталов, лидером среди которых является русский Delfi. Но в целом рынок сузился очень сильно, и ему сложно найти помощь у государства. Нужно выживать, но на таком крохотном рынке, разделенном по языку, это сделать непросто. Предпринимаются отдельные попытки отдельных журналистов запускать какие-то проекты на Youtube, но пока эти инициативы находятся в зачаточной фазе и много денег не приносят.
Впрочем, эта дискуссия в Бюро Европарламента оказалась полезной. В Facebook она спровоцировала обсуждение среди русскоязычного журналистского сообщества, а радиостанция Baltkom даже заявила о намерении провести большой круглый стол на эту тему. Так что, может быть, таким, хотя и корявым способом, но ситуации дали толчок. Посмотрим, к чему это приведет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.