"Рига, спи спокойно". Гарантом Чемпионата мира по хоккею в Минске может выступить Россия

© ria.ru

Россия может поступить по-спортивному, выступив в качестве гаранта проведения Чемпионата мира по хоккею в Минске. Если Москва – гарант, то Минск, как всегда, может спать спокойно, а вот Рига окажется в числе политически проигравших.

Латвия умудряется использовать спорт как инструмент в гибридной войне против России и Белоруссии. Доказательств тому множество. Именно высказывания латвийских спортсменов в свое время послужили спусковым крючком для дисквалификации ряда российских биатлонистов и скелетонистов, а в дальнейшем – и отстранения ряда участников из России от мировых первенств.

Сегодня такую же роль играют латвийские высокопоставленные чиновники, пытаясь сорвать совместный Чемпионат мира по хоккею, который должен пройти весной следующего года в Минске и Риге. Всегда считалось, что культура и спорт выше политики, но официальная Латвия упорно доказывает обратное и, судя по всему, останавливаться не собирается.

Допинговые скандалы

Первая ласточка пролетела в январе 2018 года, когда латвийский скелетонист Мартин Дукурс сыграл роль в очередном документальном фильме, посвященном допингу в российском спорте. В нем латвиец высказался о задушевных беседах на тему допинговых скандалов с представителями российского спорта. Вот его слова: "Это больно, потому что я стремлюсь чего-то добиться, а другие просто воруют.

Поначалу я даже не мог в это поверить. Русские мне говорили: "Как ты можешь верить тому, что пишут?". Но мой ответ был таким: "А почему я должен верить вам?". Действительно, как можно верить русским? Такие заявления, пропитанные в нужном эмоционально-экспрессивном тоне, обычно оказывают воздействие на неискушенную целевую аудиторию, обычно далекую от спортивных нюансов. Слова Дукурса упали на благодатную почву.

© ria.ru
Александр Третьяков, Мартинс Дукурс и Никита Трегубов (слева направо).

Впрочем, последовало и продолжение. В этом же кино, снятом немецким режиссером Хайо Зеппельтом и показанном в прайм-тайм, Мартин Дукурс пафосно заявляет: "В моих глазах русские полностью разрушили олимпийский дух. Нас просто ограбили. Те чувства уже не вернуть. Даже если справедливость наконец-то восторжествует, теперь это уже никого не волнует".

Фильму на телеканале ARD тогда предшествовала массированная рекламная кампания, и рассчитан он был на самую широкую западноевропейскую аудиторию. Видно было невооруженным глазом, что на экран вышел политико-коммерческий проект, призванный стать медийным дополнением к тяжелой артиллерии, роль которой сыграл перебежчик и провокатор Григорий Родченков, обосновавшийся в США с измененной внешностью.

Несколько слов о режиссере-документалисте Хайо Зеппельте. Автор опытный, бывалый, начал свою карьеру в 1997 году проникновенным фильмом "Тайный детский допинг от государства", в котором разоблачил "преступную политику" допингизации детей-спортсменов в ГДР.

В те годы только ленивый чиновник или киношник из Западной Германии не упускал случая, чтобы не пройтись по гэдээровцам, особенно сосредоточиваясь на демонизации коммунистических концептов.

Тогда о Восточной Германии было принято говорить или плохо, или ничего. Так Хайо Зеппельт успешно выполнил свой первый политический заказ и обрел кредит доверия. Впоследствии он снял еще несколько резонансных якобы разоблачительных фильмов о ГДР.

В середине 2000-х годов в фокус внимания Зеппельта попали допинг-скандалы в велоспорте, а с 2006 года он закрепился на телеканале ARD, став "свободным журналистом" и авторитетным специалистом в области спортивных расследований. Коронной его работой стал фильм 2014 года: "Тайны о допинге: как Россия делает своих победителей" ("Geheimsache Doping: Wie Russland seine Sieger macht"), в котором было показано интервью бегуньи на средние дистанции Юлии Степановой, ставшей информатором WADA по вопросам "тотального использования допинга в российском спорте".

© Sputnik / Елена Соболь
Юлия Степанова общается с журналистом телеканала ARD Хайо Зеппельтом

Получается, что звездные съемки Мартина Дукурса прошли по опробованным технологиям.
В 2018 году в фильме Зеппельта "Секретный случай. Допинг – олимпийский заговор" прозвучал тезис Родченкова о том, что он кормил допингом российских спортсменов не только по приказу Виталия Мутко, но якобы по личному распоряжению Путина.

Вот дословная цитата: "Разумеется, все приказы шли сверху. Только Путин мог ставить перед ФСБ такие задачи. Он знал о допинговой программе в России, а Мутко, который перед ним отчитывался, говорил, что президент знает обо мне". Как многие помнят, все эти недоказанные обвинения привели к масштабной кампании по дискредитации российского спорта и волне отстранений спортсменов сборной России от участия в Олимпийских играх.

Впрочем, братья Дукурсы и их отец Дайнис Дукурс (директор санно-бобслейной трассы в Сигулде) не скрывали грусти 1 февраля 2018 года, когда поступило известие о том, что Спортивный арбитражный суд (CAS) в момент просветления сознания оправдал 28 из 39 российских спортсменов, которые до этого были пожизненно отстранены от участия в Олимпиадах. Тогда Дукурс-старший с горечью отметил: "Я не читал решение Арбитражного суда, но Россия доказала, что государственная допинговая система сильнее Олимпийской хартии и Кодекса WADA. Это решение показало, кто сильнее. Спорт вряд ли от этого выиграет, но таково решение суда. Надо жить дальше".

© Sputnik
Тренер латвийских скелетонистов Дайнис Дукурс

Печаль семьи Дукурсов можно понять. Ведь по этому решению российский спортсмен Александр Третьяков сохранил золотую медаль сочинской Олимпиады, а вот Мартин Дукурс, который после своих разоблачительных речей должен был стать новым олимпийским чемпионом после дисквалификации соперника, остался с серебряной наградой. Так и живут дальше Дукурсы с этой суровой обидой.

Тем не менее российская сборная по решению суда в Лозанне от 5 декабря 2017 года была отстранена от Олимпийских игр-2018 в южнокорейском Пхенчхане, что не помешало россиянам под олимпийским флагом завоевать 2 золотые, 6 серебряных и 9 бронзовых медалей.

Хоккейный гарант

Сегодня история повторяется. На сей раз Латвия выступает зачинщицей нового спортивного скандала года. В прицел попала Белоруссия, в которой сразу после выборов президента начались массовые беспорядки. Прибалтийское руководство активно включилось в массированную кампанию против действующего президента Александра Григорьевича Лукашенко.

Элементом борьбы стал спортивный фактор. Известно, что Чемпионат мира по хоккею 2021 года должен был пройти в Минске и Риге, о чем ранее была достигнута принципиальная договоренность между хоккейными федерациями двух стран. Право на проведение первенства 2021 года Рига и Минск получили еще 19 февраля 2017 года.

© Sputnik / Егор Еремов
Чемпионат мира по хоккею, Минск 2014

Почему именно такой тандем? Дело в том, что отношения между Латвией и Белоруссией в области хоккея традиционно были очень плодотворными. Политики из Сейма ездили играть в хоккей с белорусскими коллегами. Минское и рижское "Динамо" ожесточенно рубились на товарищеских матчах. Координаторы латвийского спорта клялись честью в том, что праздник хоккея непременно состоится. К тому же у обеих республик был успешный опыт проведения мирового первенства по хоккею – у Риги в 2006 году, а у Минска – в 2014 году.

В результате руководители национальных хоккейных федераций (Айгар Калвитис и Геннадий Савилов) провели конструктивные переговоры и 15 февраля 2019 года подписали договор о проведении совместного чемпионата. При этом Савилов отметил, что подписание соглашения – "последний и во многом формальный шаг: реальная работа по организации мирового первенства ведется уже давно".

Он же тогда отметил: "Откровенно говоря, при необходимости Беларусь могла бы провести чемпионат мира уже завтра, ведь предыдущий подобный форум прошел в нашей стране всего пять лет назад, и у нас есть вся нужная инфраструктура".

Тогда мэры Риги Нил Ушаков и Минска Андрей Шорец на презентации своих столиц полушутя соревновались друг с другом в плане гостеприимства и демократичности цен на пиво.

Ушаков тогда сказал: "Болельщикам не придется много платить. К примеру, стоимость пива планируется в пределах 2,20 евро за бокал, а в Минске – даже дешевле". Андрей Шорец добавил, что в белорусской столице пиво обойдется даже в один евро.

Сегодня все это кажется делами давно минувших дней. Кто знал, что Латвия откажется признавать результаты президентских выборов 9 августа 2020 года и увяжет проведение мирного спортивного мероприятия с политической конъюнктурой.

В разгар антибелорусской кампании в середине августа премьер Латвии Кришьянис Кариньш обратился в Международную федерацию хоккея (IIHF) с такими словами: "Мы призываем IIHF найти вместо Белоруссии другую страну. Если федерация откажется, а ситуация в Белоруссии не изменится, правительство может рассмотреть вопрос о том, что Латвия не будет участвовать в проведении чемпионата 2021 года".

Заявление тут же вызвало оторопь и недоумение у людей, связанных со спортом. Одновременно у Латвии нашлись сторонники, в том числе среди финских спортивных чиновников, однако Рене Фазель, не любящий политизировать спорт, охладил пыл латвийских первых лиц. Примечательно, что в Латвии организацией спортивных мероприятий занимается Министерство образования и науки, главе которого и было поручено связаться с IIHF, "чтобы найти лучшее решение в этой ситуации".

© Sputnik / Алексей Никольский
Президент РФ Владимир Путин и президент Международной Федерации хоккея (ИИХФ) Рене Фазель

МИД Латвии впереди планеты всей

Шуплинска не нашла, потому что в ее основной сфере проблем выше крыши. И тогда на авансцену выступил глава МИДа Эдгар Ринкевич, который по-иезуитски отметил, что "ситуация в Белоруссии может измениться, и тогда чемпионат там состоится".

Вероятно, он очень дипломатично имел в виду смену президента в соседней стране. Вопрос повис в воздухе, и 26 октября последовал комментарий генерального секретаря IIHF Хорста Лихтнеру сайту sport.de, в котором он подчеркнул, что "требования политического сигнала от нас со стороны политиков, которые не могут самостоятельно найти решение, просто незаконны. Мы не позволим так себя шантажировать. […] Мы – всемирная ассоциация, мы не трусы, которые говорят: "Извините, мы поступили неправильно и теперь поедем в другое место".

© Sputnik
Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс

Ответ более чем недвусмысленный, и прозвучал он со стороны профессионального спортивного чиновника, что должно было отрезвить латвийскую сторону. И действительно, Кариньш смягчил риторику, сказав, что Латвия готова провести чемпионат мира, но в возможности Белоруссии, дескать, не верит.

Премьер сказал, что его беспокоит второй этап, который должен пройти в Минске – мол, как белорусские правоохранительные органы будут поддерживать порядок во время матчей чемпионата, если они применяют насилие против своих граждан во время мирных акций? И добавил: "В настоящий момент я очень сомневаюсь именно по соображениям безопасности, что наберется достаточная команда, готовая поехать туда". Крутите как хотите, но хоккеисты сами не согласятся ехать в Белоруссию. Тоже форма шантажа, только более изощренная.

И тут на авансцене вновь оказывается тяжелая артиллерия. 16 ноября глава латвийского МИДа распорядился внести в список невъездных в Латвию нынешнего руководителя Федерации хоккея Белоруссии Дмитрия Баскова. Этот запрет на въезд высокопоставленному спортивному чиновнику из Минска сводит на нет все прежние договоренности и контакты.

21 ноября стала известна позиция вице-президента IIHF Калерво Куммолы, который выступил против проведения матчей чемпионата мира 2021 года в Минске: "Моя позиция по вопросам прав человека в Беларуси до сих пор не всем кажется ясной, даже если я это десять раз сказал".

Получается, что вопрос политизации чемпионата с легкой руки официальной Латвии зашел так далеко, что грозит посеять раздор среди руководителей Международной хоккейной федерации. А что касается радикальной позиции финнов, то здесь, возможно, играет роль ревность – ведь в свое время именно Тампере и Хельсинки проиграли Минску и Риге в борьбе за проведение чемпионата 2021 года.

© Sputnik/ Виктор Толочко
Дмитрий Басков

Впрочем, 19 ноября дополнительную интригу внесло заявление канадского журналиста Райана Кеннеди о том, что матчи второго этапа Чемпионата мира по хоккею могут перенести в Россию. По его сведениям, пока ничем не подтвержденным, Рене Фазель собрался прилететь в Россию и обсудить этот вопрос с Владиславом Третьяком.

Калерво Куммола, услышав это, снова недоволен: мол, ситуация с пандемией в России слишком серьезна, чтобы туда можно было перенести игры чемпионата. Вопрос снова повис в воздухе, но представители Федерации хоккея России обещают, что в ближайшее время информация об этом вопросе будет доступна на их сайте.

Очевидно, на Рене Фазеля оказывается давление со стороны ангажированных структур. В то же время Рене Фазель – хороший друг России, и на важных хоккейных состязаниях его часто можно увидеть на одной скамейке с Владимиром Путиным.

Посмотрим правде в глаза – Россия, невзирая на коронавирус и прочие потрясения, сегодня находится в прекрасной организационно-экономической форме и может позволить себе провести любой чемпионат.

Но мне представляется, что Москва может поступить по-спортивному, выступив публично в качестве гаранта проведения Чемпионата мира по хоккею в Минске. Если Москва – гарант, то Минск, как всегда, может спать спокойно, а вот Рига – не исключено – окажется в числе политически проигравших, пусть даже она и сохраняет право проведения всех матчей первого этапа. Осадок-то останется. И за Латвией – с учетом истории с Дукурсами – закрепится статус скандалиста, использующего спорт в политических целях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.