Латвию ждет вторая "история успеха" от бывшего премьера Домбровскиса

© Reuters / POOL

Тема: Несвобода слова

В репрессиях русских журналистов Латвии замаячили уши бывшего премьера Домбровскиса. Именно он санкционировал атаку спецслужб своим псевдоюридическим заключением.

В Латвии снова завертелось колесо политических репрессий. На этот раз против журналистов, чьи материалы публиковались на сайтах Baltnews и Sputnik.

В "черный" четверг, 3 декабря, Служба госбезопасности Латвии провела обыски у семи русских журналистов. У работников пера изъяли электронные носители, документы, банковские карты. Люди были задержаны.

После протокольной беседы латвийские чекисты сообщили журналистам – теперь они не журналисты, а подозреваемые. По 84 статье Уголовного закона – "нарушение режима санкций".

Наградили подпиской о невыезде, подпиской о неразглашении. Отпустили домой. А спустя несколько дней в этом политическом деле замаячили уши бывшего премьер-министра Латвии Валдиса Домбровскиса.

Но обо всем по порядку.

Прибалтика нашла санкции там, где их не было

В 2014 году на фоне украинских событий Совет Европейского союза вводит персональные санкции против нескольких десятков россиян. Под рестрикции попадает и гражданин России Дмитрий Киселев – журналист, телеведущий, гендиректор международного информагентства "Россия сегодня".

Цензура.

Киселев пробует обжаловать санкции в Суде ЕС.

Безуспешно.

Но в решении суда есть принципиальные пункты: говоря о том, что "свобода слова не нарушена", суд особо подчеркивает, что другие журналисты в списке не упомянуты.

Принципиальный момент всей истории. Ни другие журналисты, ни государственное агентство "Россия сегодня", ни его контрагенты не находятся ни под какими санкциями.

Тем не менее по прошествии пяти лет санкции к ним начинают применяться в Прибалтике. В конце 2019 года банки Эстонии, Латвии и Литвы блокируют платежи, замораживают гонорары авторов за их материалы.

Подключаются спецслужбы: публицистам изданий Baltnews и Sputnik, входящих в медиахолдинг "Россия сегодня", рассылают письма с угрозами: прекратите сотрудничать с "подсанкционным" предприятием, иначе – тюрьма.

Sputnik в Эстонии – единственной прибалтийской стране, где местные политические начальники и чекисты в свое время позволили открыть представительство российского информагентства, – вынужден поставить работу на паузу: доводить людей до цугундера нельзя.

В Латвии и Литве ситуация выглядела благоприятнее. В Риге и Вильнюсе редакции не сидят, Охранка зверствует выборочно, а сами журналисты сильнее удалены от информагентства "Россия сегодня" – они внештатники, стрингеры.

Безусловно, профессионалы, честно и качественно делающие свою работу. Люди, не нарушающие никаких законов. Они не находятся под санкциями. Взаимодействуют с медиахолдингом, который также не находится под санкциями.

Какие могут быть проблемы?

Латвийская Охранка посчитала иначе. Операция готовилась год. Дело "о нарушении режима санкций ЕС" было запущено в январе. Удар по журналистам нанесен в декабре.

Репрессивная акция курировалась на самом высоком уровне. Семь задержаний и обысков – это много. Служба госбезопасности Латвии – не ЦРУ, численность личного состава Охранки – соответствующая.

Случившееся – произвол. Потому что латвийское государство позволило себе произвольно трактовать европейские санкции, применять их к непричастным людям. Подтолкнул его к этому бывший премьер министр Валдис Домбровскис.

Валдис Домбровскис – политик-мем

Валдис Домбровскис – не последний человек европейской дипломатии. Точнее, второй. Вторых несколько. Домбровскис один из них. Сегодня бывший премьер-министр Латвии – исполнительный заместитель самой Урсулы фон дер Ляйен, председателя Еврокомиссии. На родине о нем слышно нечасто.

Латвийцы с хорошей политической памятью знают Валдиса Домбровскиса иным. Он – политик-мем.

Архитектор латвийской "истории успеха". Лекарь латвийской экономики в период кризиса 2008 года. А лечили тогда жестко: такого социал-дарвинизма постсоветская Латвия еще не видела.

Были снижены зарплаты, сокращены пенсии, закрывались учебные заведения и больницы. Медики и учителя теряли работу. Жители массового покидали страну. Государство набрало грабительских кредитов.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман объявил антикризисную политику Латвии абсолютно провальной. Бывший бухгалтер Валдис Домбровскис объявил ее "историей успеха". И даже написал об этом книгу.

Помнят Домбровскиса и по трагедии в Золитуде – рижском микрорайоне, где обрушился торговый центр, и по льготным невозвращенным кредитам латвийских банков семейству Добровскиса с формулировками "в государственных интересах".

Западный наблюдатель услышал уже про еврокомиссара Валдиса Домбровскиса после сообщений испанской прессы о якобы полученной им взятке в 6 млн евро за поддержку независимости Каталонии. Впрочем, подтверждена эта информация не была.

Зато в деле о репрессиях русских журналистов в Латвии Валдис Домбровскис вылез из-под ковра.

Вторая "история успеха"

Еще летом прибалтийские спецслужбы коллективно спрашивали Еврокомиссию, как можно трактовать санкции против России. Ответил им зампред председателя ЕК Валдис Домбровскис – трактуйте как можно шире, не ошибетесь.

Санкция на применение санкций была получена. Обыски, задержания и допросы журналистов, публикующихся на порталах информагентств Baltnews и Sputnik, стали возможны благодаря индульгенции на произвол от еврофункционера Домбровскиса.

В чем принципиальное отличие декабрьской атаки на русских журналистов Латвии от других многочисленных актов преследования инакомыслящих в Прибалтике, в бесконечном третировании российских соотечественников?

В лице репрессированных работников пера Латвия нанесла удар по государственному медиахолдингу "Россия сегодня". В конечном итоге – это удар по России.

Оттого и реакция на декабрьский беспредел латвийского государства несет в себе одно новое качество.

Российские эксперты, российские журналисты, российские правозащитники и государственные люди – российские политики – достаточно отчетливо сказали, что ответ на такие действия латвийской стороны необходимо дать рублем. Увязать этот произвол с экономическими контактами России и Латвии.

Россия входит в первую пятерку рынков, где реализуются латвийские товары. От России витально зависима стратегическая латвийская инфраструктура: железная дорога, порты, энергетический комплекс.

Политический фон в отношениях Москвы и Риги и так ощутимо сказывается на транзите через территорию прибалтийской республики: грузы уходят, товаропотоки редеют. Страдает экономика.

В редакцию одного из местных СМИ даже попало письмо с просьбами латвийского правительства в адрес Кремля остановить переориентацию российских транзитных грузов из Прибалтики на собственные морские порты.

"Просительный лист" был адресован конкретно помощнику министра транспорта РФ Юрию Петрову. Глава МИД Латвии, политический подельник и однопартиец Домбровскиса Эдгарс Ринкевич косвенно подтвердил существование такого письма.

Челобитная провалилась. Руководство Латвии было публично унижено одним фактом наличия этого "просительного листа". Ринкевич оправдывался, рассказывая о "двух путях-дорогах в отношениях с Россией".

Никаких двух "путей-дорог" не будет. Политические хулиганства латвийских властей будут увязаны с бизнесом, с торговлей. Уходящие грузы не только не вернутся, они ускорят свой исход. Репрессии против взаимодействующих с российским информагентством журналистов станут импульсом к этому.

Латвийская железная дорога и порты будут ржаветь без грузов. Взятые в заложники политическим начальством граждане, занятые в сфере перевозок, начнут терять работу из-за антироссийского безумия этого самого политического начальства. Латвия получит вторую "историю успеха". И снова ее отцом будет бывший премьер Валдис Домбровскис.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.