Что стоит за словами Варшавы об "отказе от российского газа"

© Sputnik / Алексей Витвицкий

Польша не намерена продлевать контракт с "Газпромом" по поставкам газа из России. По словам чиновника, вместо российского газа теперь будут использовать норвежский.

31 декабря 2022 года у Польши истекает контракт с "Газпромом" на поставку российского газа, и продлевать его польская сторона не намерена. Об этом местным СМИ сообщил уполномоченный правительства страны по делам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский, подчеркнувший, что Польша "точно не попадет в зависимость от российских поставок".

По словам чиновника, российский газ заменят на норвежский, который будет поступать в страну по трубопроводу Baltic Pipe через Данию. Начало поставок ожидают с 1 октября 2022 года, когда завершится срок действия контракта с "Газпромом".

Проект Baltic Pipe начали реализовывать еще в 2001 году. Его неоднократно замораживали и реанимировали. Сейчас политики заявляют, что он должен быть реализован в 2022 году. Его главное назначение – отказ Варшавы от газа России ради "энергетической независимости". Труба рассчитана на 10 млрд кубометров, что сопоставимо с объемом закупок у России.

У России Польша закупает газ еще с 1996-го, когда был подписан контракт между "Газпромом" и польской компанией PGNiG. Голубое топливо российская сторона поставляет Варшаве по трубопроводу Ямал.

Заявление польской стороны прокомментировали в Госдуме. Так, депутат ГД Владимир Гутенев заявил, что уход Польши от российского газа не нанесет урон России. Его слова приводит "Лента.ру".

Дело в том, что российский газ крайне востребован на мировом рынке, об этом говорит, в том числе, резкий скачок цен. Если Польша все-таки откажется от поставок "Газпрома", они всего лишь будут распределены между другими покупателями.

Ранее в разговоре с Baltnews Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечал, что в ряде СМИ неверно трактуют заявления польских политиков.

– Варшава не раз декларировала намерение вообще отказаться от российского газа. Зачем? Это политическая история, как и борьба с "Северным потоком–2"?

– С 2016 года периодически вбрасывается мысль со стороны различных польских деятелей – как политиков, так и чиновников о перспективах закупки газа в России. В 2022 году заканчивается срок действия контракта на поставку газа, и первоначально звучали сообщения в стиле "мы откажемся". Но эти сообщения шли от людей, которые не принимают решения. Это либо заместители, притом в непрофильных министерствах, они отвечали на вопросы на пресс-конференциях. Это даже не рабочие совещания, а из серии: "Вот как вы думаете? – А я думаю так". Либо это были политики, люди, которые просто позиционируют себя на период выборов.

А ответственные лица формулируют эту мысль иначе: мы не собираемся заключать новый долгосрочный контракт на закупки газа в России. Но мы готовы покупать российский газ, если цена на него будет нас удовлетворять, притом готовы покупать через биржевые механизмы в том числе. То есть они отказываются не от закупок, а от долгосрочного контракта.

Польша не собирается отказываться от закупок, она собирается перейти на ложно понимаемые Польшей и Европейским союзом рыночные отношения с "Газпромом". По крайней мере, эта мысль четко проговаривалась польским руководством.

– При этом в Варшаве думают, разумеется, не о ценах?

– Представим, насколько было бы "выгодным" для Польши, если бы она успела отказаться от долгосрочного контракта и перешла исключительно на биржевые закупки летом 2021 года. Несложно сделать вывод о том, что переход на биржевую торговлю не гарантирует Польше снижение цен на газ, а может быть, даже наоборот.

Сейчас рынок Европейского союза все больше и больше зависит от азиатского рынка. А азиатский рынок – это крупнейший рынок в мире, по крайней мере, если говорить про сжиженный природный газ. И котировки азиатских площадок стали все больше и больше влиять на котировки на европейских площадках. Пару лет назад влияние было в сторону уменьшения цен, а сейчас азиатские площадки, наоборот, влияют сторону увеличения.

Поляки рискуют войти в чисто рыночные отношения с окружающим миром в период, когда цены на газ на биржевых площадках менее привлекательны, чем они того бы хотели.

Перед Польшей стоит перспектива резкого роста спроса на газ до 2030 года. Польша является крупным потребителем угля для электрогенерации. По действующей в Европейском союзе программе угольные электростанции необходимо закрыть вообще.

– Ради экологии?

– Конечно, только ради нее! Модернизировать, вкладывать деньги в то, чтобы снижать выбросы с угольных электростанций – это моветон, это пусть китайцы делают. А тут закрывают только ради экологии. Я иронизирую.

Соответственно, они будут их заменять возобновляемыми источниками энергии – под это уже просят финансирование – и газом. Тут особо вариантов нет. Прорабатывается тема атомной энергетики, но я не думаю, что она будет иметь место. Поэтому теоретически потребление газа в Польше может вырасти с 20 млрд кубических метров в год до примерно 30 млрд к 2030 году. Это крайне грубая прикидка, но зависимость от внешних поставок вырастет.

Повторюсь: поляки не отказываются закупать у нас газ, они думают, что европейские механизмы работают в пользу европейских стран. А они не работают ни в чью пользу. Они просто работают, и вы можете успешно – или неуспешно – ими пользоваться. Это как молоток, он не работает в пользу гвоздя или человека, который его держит. Вы можете попасть по гвоздю, а можете себе по пальцу.

– И поляки бьют этим молотком себе по пальцам?

– Да, причем они умудряются делать очень интересные кульбиты с этим молотком. Я думаю, это не последний раз, когда они попадут себе по какой-нибудь жизненно важной части тела и начнут орать что их обижают. Хотя этот молоток у них в руках.