Профсоюз работников образования и науки Латвии (ЛПРОН) решил потребовать отставки министра образования Илги Шуплински. Противоречия зрели давно, но пандемия COVID-19 выступила катализатором: денег нет, ситуация с удаленным обучением складывается драматическая. Отношения между сторонами – чиновниками и педагогами – стали значительно более напряженными.
Пора на выход
Аргументация следующая: на переговорах с профсоюзом министр выразила готовность поддержать только одно из 15 требований ЛПРОН, два выполнить частично, а остальные полностью проигнорированы.
Кроме того, по словам председателя ЛПРОН Инги Ванаги, социальный диалог с министром после заседания совета ЛПРОН резко ухудшился.
Профсоюз считает, что в условиях чрезвычайной ситуации к учителям предъявляются неадекватные требования.
"Уже сейчас учителя делают больше, чем от них требуется, для введения нового содержания образования не хватает качественных учебных пособий и информационных технологий, удаленное обучение и для школьников, и для учителей проходит в условиях повышенного стресса, что влияет на качество образования", – сказали в профсоюзе.
"И в этих условиях министр образования и науки до конца года планирует утвердить в правительстве повышенные требования к качеству работы, а если учитель их не выполнит, его зарплата будет уменьшена на 20%. Профсоюз считает, что это недопустимо и цинично. Вместо этого министру следовало бы искать новые меры поддержки педагогов", – сказала руководитель профсоюза.
Также игнорируются потребности педагогов дошкольного образования и не решается проблема нехватки финансирования для высшего образования и науки, добавила она.
Требование об отставке Шуплински уже поддержала партия "Согласие".
Все это, конечно, интересно, но вряд ли министр уйдет со своей должности.
Во-первых, Минобразования – это тяжелая и неблагодарная ноша. Это министерство одно время интересовало Национальное объединение, поскольку с его помощью можно было "окончательно закрыть" русский вопрос. Фактически Нацблок этого добился – не руками своих представителей, но близкого им по духу выходца из "Единства" Карлиса Шадурскиса.
Теперь же Минобразования – это ведомство, которое никто не хочет брать на себя. Шуплинска в этом смысле может чувствовать себя уверенно: ее позиции достаточно прочны, и можно делать то, что она делает. Угрозы профсоюза, думаю (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews), ее особенно не пугают.
"Оставайся, мальчик, с нами"
ЛПРОН стал зеркалом ситуации в латвийской сфере образования – крайне вялая структура, которая даже постоять за интересы своих подопечных толком не научилась. Как у начинающих дикторов на радио – начинаешь читать новости громко и бодро, а к концу выпуска уже бормочешь.
То же самое у лидеров профсоюза работников образования – сначала говорят громко, но быстро затухают. И потом уже вместо "Шуплинска, уходи" слышишь: "Ну, наверное, уходи, или не надо".
И, конечно, она никуда не уйдет. К Шуплинске уже привыкли, в случае чего на нее можно повесить то, что сейчас происходит.
Понимает ли она сама, что рискует стать тем человеком, который ответит за все? Сложно сказать, но в кулуарах такие мнения тоже звучат. Народу она не нравится – значит шума не будет.
В Латвии вообще очень пассивное общество, и никто ни за кого не готов не то что драться, даже заступаться публично.
Грустно, конечно, что в этой ситуации заложниками оказываются дети и их родители.
То, что им приходится переживать последние полгода, – это, конечно, беспрецедентно. По объективным причинам – коронавирус никто не отменял, и субъективным – он показал, что латвийское образование находится в глубоком кризисе.
Особенно это стало очевидно после внедрения удаленного обучения. Учителей нет. Денег нет. Даже банально компьютеров не хватает на всех.
Так что, резюмируя, можно сказать, что ничего хорошего в этом смысле в ближайшее время не предвидится. Но расставаться с Шуплинской еще какое-то время точно не придется. Выбора все равно нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.