Когда мы пишем или слышим о чем-то, случившемся в далеком 1937 году, то большинству людей сразу понятно, что речь пойдет о сталинских репрессиях. Думаю, в новой истории Латвии теперь появится похожая дата, и уходящий 2020-й год останется в памяти народной как ковидный, репрессивный…
За всю европейскую историю Латвии, вступившей в Евросоюз в 2004 году, правящие власти, пожалуй, впервые достигли в нынешнем году антирекорда по количеству уголовных дел в отношении людей, вся вина которых, по сути дела, заключается в инакомыслии. Хотя, справедливости ради, все же надо отметить, что политические репрессии против инакомыслящих были начаты на несколько лет раньше. Но в 2020-м они получили свое ярко выраженное развитие и продолжение.
Я (автор Алла Березовская – прим. Baltnews) имею в виду нашумевшие дела по разным "политическим" статьям Уголовного закона Латвии против известного правозащитника, доктора экономики Александра Гапоненко, оппозиционных журналистов Владимира Линдермана и Юрия Алексеева, филолога Александра Филея, пенсионера, полковника МВД в запасе Олега Бурака, возбужденные около двух лет назад.
На правильные и неправильные – рассчитайсь!
В середине января 2020 года в недрах спецслужб (как это, правда, выяснилось только в декабре) было задумано и возбуждено громкое уголовное дело против местных журналистов, сотрудничающих с российскими общественно-информационными порталами Sputnik Латвия и Baltnews.
Но начать атаку на российские СМИ местные власти решили с "неправильных" телеканалов. В начале февраля этого года прошли обыски в офисе "Балтийского медиаальянса", который транслировал на территории Латвии популярные российские телеканалы. Следственные действия были проведены в рамках уголовного процесса о нарушении режима международных санкций.
В итоге дело завершилось закрытием русской редакции новостей на Первом Балтийском канале (ПБК) и исчезновением из сетки вещания еще нескольких российских телеканалов.
Тем временем продолжились судебные процессы в отношении уже упомянутых опальных фигурантов. Обвинительным приговором в первой инстанции летом и зимой нынешнего года завершились два из них – по делу Олега Бурака, приговоренного за шпионаж в пользу России к 15 годам лишения свободы, и Александра Гапоненко, осужденного "за разжигание этнической и национальной розни" к году лишения свободы (условно) и двум годам контроля со стороны службы пробации. Сейчас подсудимые подают апелляции в рижский окружной суд.
Дело против Владимира Линдермана, возбужденного по факту его выступления в 2018 году на Вселатвийском родительском собрании, как и еще восемь аналогичных уголовных дел в отношении других участников этого мероприятия, было в 2020 года прекращено ввиду отсутствия состава преступления. Но после того, как Линдерман написал заявление с требованием выплатить ему компенсацию за незаконный арест и содержание его в тюрьме в течение двух недель, уголовное дело против него было вновь возобновлено. Вот такая прелесть эта латвийская юстиция.
Под прицелом филологи и журналисты
С повышенной активностью – по одному получасовому судебному заседанию раз в полгода при закрытых, в связи с карантином и секретностью дверях, проходили слушания дел Юрия Алексеева и Александра Филея.
Первого обвиняют в разжигании этнической розни и в антигосударственной деятельности в составе организованной группы (ст. 80, ч. 2) – наказание до 15 лет лишения свободы. Кроме того, против журналиста выдвинуты обвинения по статьям 81.1 – "помощь иностранному государству в деятельности, направленной против Латвии" и 74 – "оправдание преступлений против человечности, совершенных СССР в годы Второй мировой войны".
Второго – филолога и краеведа, знатока истории Латвии, Александра Филея по заявлениям в политическую полицию от двух "сознательных граждан", уже год судят по той же, что и Алексеева, 74-й статье – "за оправдание советских преступлений". Вся вина рижского краеведа заключалась в размещении одного ироничного поста у себя на странице в Facebook 17 июня 2019 года, в котором он поздравил сограждан с днем, когда в Латвию по согласованию с правительством страны вошли советские войска. Кто-то плакал, а кто-то встречал воинов с цветами. Что было, то было…
На тему "оккупации Латвии" в июне 1940 года уже десятки лет ведут споры историки разных стран, ученые, политики, публицисты. И пользователи Facebook, кстати, тоже. Но только в Латвии удумали именно за Facebook кого-то осудить. Более года "погоревший" на оккупации филолог находится под подпиской о невыезде, доказывая в судах с помощью экспертов и адвокатов свое право на свободу мнений. Пока идет сложно. Очередное судебное заседание, намеченное на 10 декабря, было отменено без указания даты. В стране – карантин, невыездной Филей может подождать. То ли до 2021-года, то ли еще позже…
А за Жириновского заплатишь!
Возвращаясь к электронным СМИ, напомню, что в уходящем репрессивном году по решению Национального совета был в очередной раз оштрафован на три тысячи евро латвийский Первый Балтийский канал, пропустивший в эфир передачи из запрещенных ранее российских телеканалов. В ходе проверки были отмечены и другие нарушения. Руководство ПБК было предупреждено – в следующий раз "за непослушание" лицензия на вещание будет аннулирована.
Досталось и русскоязычным радиостанциям. На восемь тысяч евро "прилетел" штраф самому популярному в Риге радио Baltkom. За что? А за интервью в августе в прямом эфире с депутатом Госдумы Владимиром Жириновским и за его недружественные Латвии высказывания. Оказывается, журналисту Вадиму Радионову надо было в ту же минуту пригвоздить своего собеседника позором, а он вместо этого вопросы скандальному лидеру российской партии задавал.
Непорядок, товарищи журналисты. Получите наказание! Как заверил глава Нацсовета по электронным СМИ, это делается для "безопасности информационного пространства Латвии". От Жириновского его защитили, теперь вряд ли кто из местных журналистов решится когда-нибудь взять у него интервью…
А заодно и от радиоведущего Радионова избавились: сначала из сетки вещания радио Baltkom исчезли его вечерние интерактивы, в которых охотно участвовали сотни рижан, а потом и популярный журналист сам объявил о своем уходе…
Не осталось без "наград" и радио Pik, оштрафованное на пять тысяч евро. Цитирую в вольном переводе: за то, что оно не обеспечило разнообразия мнений и принцип нейтралитета в своих информационно-аналитических передачах, допустив выражение лишь одной точки зрения в своих дискуссиях.
Формулировка достойна победы в номинации "Лицемерие и фарисейство".
Кому как не нам, русскоязычным жителям Латвии, не знать, что ни на одном латышском телеканале или радиостанции, ни в одной латышской газете невозможно увидеть или услышать альтернативное мнение по "русским" вопросам? Здесь все и практически всегда дружно дуют в одну дуду. В латышское информационное пространство попросту не допускают лидеров русских общественных организаций, депутатов от Русского союза Латвии, русских политологов или экспертов, озвучивающих точку зрения, радикально не совпадающую с идеологией правящих национальных властей.
Донос как старый новый жанр в латвийской журналистике
Я сама дважды обращалась в латышскую газету Neatkarīgā Rīta Avīze с просьбой опубликовать мою колонку в ответ на очередной оскорбительный выпад в адрес русских жителей Латвии в исполнении замредактора этой бывшей коммунистической газеты – Элиты Вейдемане, отчаянной русофобки, с которой мы когда-то обе работали на соседних этажах в комсомольских газетах Латвии. Мое предложение осталось без реакции.
Зато именно эта журналистка написала донос в Службу госбезопасности (СГБ) на тот самый пост Филея, за который его, в том числе и с ее подачи, отдали под суд. Бывшая комсомольская активистка сама же с гордостью сообщила об этом подвиге в своей газете:
"Спасибо, Саша. Правда, спасибо. Я не смогла сдержать свою благодарность и отправила заявление в Службу госбезопасности, где среди всего прочего отметила:
"Филей опубликовал текст, в котором прославляет советскую оккупацию и оправдывает советские преступления, в том числе депортации. Публичное прославление военных преступлений – наказуемые действия. Также запрещено прославление оккупационного режима. Пожалуйста, оцените упомянутую публикацию. Это мое письмо прошу считать заявлением в Государственные правоохранительные службы и предоставить мне ответ".
Хочется спросить: Элита, а чего ж сразу в гестапо было стучать? Может, для начала пригласила бы молодого человека на дискуссию в редакцию? Как это вообще-то принято у порядочных журналистов. Поговорили бы, поспорили с ним "за оккупацию". Филей прекрасно владеет латышским языком, впрочем, как и еще четырьмя языками.
Я так думаю, потому и был выбран жанр доноса, потому что Саша значительно лучше и глубже некоторых любителей подметных писем знает историю Латвии, и с ним любая дискуссия могла бы обернуться сокрушительным поражением. Старый добрый донос на оппонента, конечно, надежнее и безопаснее…
А по мне, так это уже не журналистика. А низость и подлость. И при всех режимах всегда именно тем и была. Привет тебе, экс-коллега, из 1937-го…
Завершился ковидно-репрессивный 2020-й год в Латвии просто феерически, о чем Baltnews уже подробно рассказывал, а именно – массовой облавой на русских журналистов, сотрудничающих с российскими порталами Sputnik Латвия и Baltnews. У семерых из них были проведены многочасовые обыски, закончившиеся изъятием личных компьютеров, телефонов, диктофонов, документов, информационных носителей.
Всем фигурантам предъявлено обвинение в нарушении режима европейских санкций, так как, по мнению следствия, персональные санкции ЕС, наложенные в 2014 году на генерального директора МИА "Россия сегодня", распространяются и на все издания, входящие в этот холдинг, даже в этих санкциях не упомянутые…
Что год текущий им готовит? Тут к гадалке не ходи – допросы, очные ставки, суды. В общем, скучно не будет. Но, с другой стороны, надо же как-то народ отвлекать от реальных проблем. "Русская карта" еще никогда не подводила.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.