Политический "урожай" Балтии: каждый год растет количество репрессий

Каждый год Эстония, Литва и Латвия изыскивают новых жертв, преимущественно русскоязычных, не поддерживающих, в числе прочего, русофобские взгляды местных политиков.

Страны Балтии с особым рвением занимаются преследованием инакомыслия. История стара как мир, но от этого она не перестает быть страшной.

Baltnews предлагает вспомнить наиболее вопиющие случаи нарушения прав человека и свободы слова, которые произошли за последнее время в республиках, мнящих себя демократическими.

Латвия

3 декабря 2020 года Служба госбезопасности Латвии начала проводить обыски у бывшего главного редактора Baltnews.lv Андрея Яковлева и журналистов, которые сотрудничают с медиагруппой "Россия сегодня". Среди них оказались также латвийский публицист Владимир Линдерман, публицист Андрей Солопенко, журналист Алла Березовская.

Сотрудники СГБ учинили допрос, после которого журналисты были отпущены уже в статусе подозреваемых по статье 84 уголовного закона Латвии за нарушение санкций Евросоюза и с подпиской о невыезде и неразглашении. В настоящее время по делу проходят семь человек, им грозит от четырех до восьми лет лишения свободы. Примечательно, что дело было заведено еще 16 января 2020 года.

Суть обвинений со стороны латвийских властей в том, что журналисты, якобы сотрудничая с медиахолдингом МИА "Россия сегодня", в который входят Baltnews и Sputnik Латвия, они нарушили санкции ЕС, введенные персонально против его директора Дмитрия Киселева. При этом агентство не входит ни в один список подсанкционных предприятий.

Что это было, и что с этим делать пока непонятно. Последнее решение – генеральная прокуратура Латвии отклонила жалобу защиты латвийской журналистки Аллы Березовской, отказав приостановить процесс по делу, возбужденному по вышеуказанной статье. Прокурор интерпретирует статью так, как ему нравится, несмотря на открытое возмущение и критику адвокатов и юристов.

Очевидно, что под любыми надуманными предлогами Рига ведет настоящую атаку на все, связанное с российским и русским. Об этом многократно заявляла официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Эстония

Во вторник, 30 марта, стало известно, что в Таллине по подозрению в антигосударственной деятельности задержали эстонского гражданина Сергея Середенко. Правозащитника обвиняют в нарушении статьи 235 прим. 1 Пенитенциарного кодекса, подразумевающей создание или поддержание отношений с иностранным государством, иностранной организацией или лицом, действующим по заданию иностранного государства, с целью совершения преступления, направленного против Эстонии.

В разговоре с Baltnews латвийский правозащитник Александр Гапоненко, который хорошо знаком с Сергеем Середенко, указал, что Середенко арестовали совершенно не по причине того, что он занимался "легким шпионажем", а за его деятельность – антифашистскую. Арест юриста-правозащитника Сергея Середенко можно расценивать как преследование русских активистов, в данном случае, в Эстонии, подчеркнул он.

А всего за чуть более год до этого сотрудники подразделения медиахолдинга МИА "Россия сегодня" Sputnik Эстония подверглись давлению со стороны властей республики – им закрывали счета в банке и угрожали тюремным заключением. В результате Sputnik Эстония прекратил свою работу.

Литва

Дело Альгирдаса Палецкиса в Литве уже затянулось на годы. По данным Генпрокуратуры Литвы Палецкис вместе с бизнесменом Деймантасом Бертаускасом за денежное вознаграждение собирали информацию, интересовавшую российскую разведку. По словам адвоката Палецкиса Адомаса Лютвинскаса, несмотря на все попытки литовских спецслужб предъявить доказательства вины его подзащитного, реальных улик против него так и не было найдено.

"Доказательная база у суда очень скромная, точнее, доказательств нет никаких. Они лишь пытались собирать по заданию спецслужб. По моему мнению, в этом деле реально объективных доказательств вины Палецкиса нет ни одного. Одни лишь домыслы", – рассказал в беседе с Baltnews Лютвинскас.

Тем не менее, Альгирдас Палецкис провел в тюрьме 528 дней, из которых в статусе подозреваемого в одиночной камере, без права позвонить близким – 500. Под домашний арест Палецкиса отпустили после завершения досудебного расследования весной 2020 года.