Суд по экономическим преступлениям в понедельник, 21 июня, начал рассматривать уже второе дело о цифровом телевидении. По делу проходят девять человек, двое из которых – далеко не последние в политической истории страны лица: экс-министр сообщения, ныне предприниматель Айнарс Шлесерс и экс-премьер и также крупный предприниматель Андрис Шкеле. Об этом сообщает Русское вещание LTV7.
Дело о внедрении цифрового телевидения – это или "старый суп с олигархами", как назвал его Шлесерс, или история о том, как стране был нанесен ущерб, по неофициальным данным, в три миллиона евро.
История началась в далеком 2006 году. Тогда латвийское правительство поддержало внедрение цифрового телевидения усилиями АО "Дигитальный центр Латвийского радио и телевидения" (ДЦЛРТВ). Спустя два года стратегия внедрения телевидения сменилась. Министерство сообщения объявило конкурс по внедрению. В нем победила компания Lattelecom (сейчас – Tet), а в качестве субподрядчика был привлечена еще одна компания – Hannu Digital.
С этой чехарды компаний и началась вся история. Все, кто отвечал в 2008 году за внедрение цифрового телевидения, согласно версии прокураторы, начали отмывать на этом деньги и проворачивать мошеннические схемы. Поживиться действительно было чем, стоимость проекта оценивалась в десятки миллионов латов.
Делом внедрения цифрового телевидения первым заинтересовался в 2009 году Государственный контроль. В ходе проверки представители Госконтроля выяснили, что конкурс специально был организован так, что возникла необходимость в услугах подрядчика, коим и стала Hannu Digital.
После оценки, выданной Госконтролем, к делу через год подключились представители Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК), а после них – и Генеральная прокуратура. По неофициальной информации, компания-подрядчик, которая поставляла аппаратуру для вещания, принадлежала премьер-министру Андрису Шкеле, который и оказался главным подозреваемым в этом деле. Он свою вину не признает, от комментариев отказался.
Экс-министр сообщения Шлесерс тоже оказался в этой компании. Он свою вину также отрицает. По его словам, в это время уже сменилось правительство, и он не несет ответственность за то, какие документы подписывал новый состав кабинета министров.
"Как я могу быть ответственным за то, что заключали другие люди! Это беспредел на высшем уровне. Прокуроры тоже могут быть осуждены, если они фабрикуют дела", – прокомментировал он.
Кроме него, в числе подозреваемых оказался и бывший госсекретарь Нил Фрейвалдс. Он свою вину не признает, говорит, что ни о каком мошенничестве речи не идет.
"В конкурсе участвовали шесть предприятий. В том числе международное французское – со своим видением, как могло выглядеть цифровое телевидение в Латвии. Не могло быть никакого упора на Hannu Digital", – пояснил он.
Помимо указанных лиц, по делу проходят бывшая глава телерадиоцентра Лауриса Дрипе, экс-начальник Lattelecom Юрис Гулбис, а также еще три сотрудника Lattelecom и бывший член правления Hannu Digital Гинтарс Кавацис.
Что касается позиции Генеральный прокуратуры, прокурор Монвид Зелч считает, что основная ответственность за мошенничество и отмывание денег лежит на Шлесерсе, который был частью правительства.
"Согласно информации, полученной в ходе следствия, ни один другой член правительства не действовал с такой целью, которая была у Шлесерса. Правительство принимало решение, не зная, какие цели преследует отдельное лицо", – прокомментировал он.
Сам экс-министр считает дело сфабрикованным. По его мнению, за всем этим стоит глава Минюста Янис Борданс.
Дело "дигиталгейта" рассматривает Суд по экономическим делам, судьей назначен Каспар Вецозолс, он является специалистом в сфере коммерческого права. По его прогнозам, заседания как минимум продолжатся до ноября. Сколько времени потребуется на выяснение всех обстоятельств и вынесение приговора виновным, пока неясно.
"Пока трудно прогнозировать, сколько продлится это дело. Мы уже зарезервировали заседания до ноября. Уже сейчас нам нужно допросить 50 человек. И наверняка будут просьбы и о других свидетелях", – сказал он.
Следующее заседание по уголовному делу назначено на сентябрь. Но затем суд будет встречаться минимум по два раза в неделю. За мошенничество в крупном объеме виновным может грозить от двух до 10 лет тюрьмы, за легализацию – от трех до 12. Первое дело о внедрении в Латвии цифрового телевидения сейчас в апелляционном порядке рассматривает Рижский окружной суд.