Вспоминается расхожая фраза: простота хуже воровства. Хоть и со вторым в латвийских чиновничьих кабинетах все неплохо, но то, что произошло в Министерстве науки и образования (МОН), скорее, можно считать демонстрацией банальной глупости.
Альберт Эйнштейн говорил: "Есть две бесконечности – Вселенная и человеческая глупость, но на счет первой я сомневаюсь". Похоже, в Министерстве образования не сомневаются, прежде чем что-то сказать.
Коллективная безответственность
Парламентский секретарь Министерства образования и науки Сандис Риекстиньш недавно сделал пост в своем Facebook, в котором высказался по поводу премий для паралимпийцев.
"Относительно премий паралимпийцев – буду очень непопулярным, но я не приравниваю их к обычному спорту. Это две разные вещи – как с точки зрения конкуренции, так и во всем остальном. Не скажу, что паралимпийцам нужно меньше, но обычным спортсменам нужно больше, учитывая фактор конкуренции. Мне кажется, что эти два вида нельзя класть на одну чашу весов. Вряд ли это честно по отношению к обычным спортсменам", – заявил он.
На высказывание секретаря отреагировала президент Латвийского паралимпийского комитета Дайга Дадзите. Она отметила, что на месте Риекстиньша ей было бы стыдно за сказанное. И подчеркнула, что после такого ему стоило бы уйти в отставку.
"Это был очень некрасивый ход с его стороны в том плане, что именно сейчас наши паралимпийцы проводят последние тренировки перед тем, как отправиться на паралимпийские игры. Часть из наших уже улетели в Токио. Если это слова на дорогу от Сандиса Риекстиньша нашим паралимпийцам, ну, на его месте мне было бы стыдно за такое", – сказала Дадзите.
Пользователи соцсетей встали на защиту параолимпийцев.
"Уважаемая Анита Муйжниеце, скажите, как, по вашему мнению, этот человек после таких высказываний имеет право быть парламентским секретарем МОН?" – написали в Twitter.
Однако отставки не последовало, последовало лишь извинение, но не со стороны самого Риекстиньша.
Извиниться за него решила министр образования Анита Муйжниеце:
"Если и кому-то надо взять ответственность за сказанное, так это должна быть я, как человек, который создал команду министерства. От всего сердца и с искренним сожалением приношу извинения каждому паралимпийцу, их близким и каждому жителю Латвии, которых задела подобная коммуникация. Что касается записи парламентского секретаря Министерства образования и науки Сандиса Риекстиньша в социальных сетях в качестве министра образования и науки, я приношу свои извинения всем и всем тем, для кого эта запись или интервью LA.LV вызвали ощущение о принижении паралимпийцев по сравнению с другими спортсменами".
Вопрос, почему сам Риекстиньш так и не понес наказания после такого унизительного высказывания в адрес тех, чья жизнь достойна особого уважения, остается открытым.
Одни равнее других
К сожалению, в Латвии чиновники и политики редко несут ответственность за сказанное, хоть порой слова, звучавшие с высокой трибуны, направлены на разжигание межнациональной розни.
И тут речь не только о русских и латышах. Можно вспомнить регулярные нападки депутата Сейма Яниса Домбровы на приезжих из третьих стран в Латвию. Сейчас, в контексте наплыва нелегальных мигрантов на белорусско-литовской границе, он и вовсе предложил разрешить пограничникам использовать оружие против беженцев.
В отношении русскоязычных с трибуны Сейма звучало немало разжигающих высказываний. Например, за "русских вшей" так никто и не понес наказания. Так как в словах Эдварда Шноре не нашли состава преступления.
Члены комиссии Сейма решили применить к нему самое мягкое из возможных наказаний – устное предупреждение. Ордена "Трех звезд" Шноре лишать не стали.
Русские и латыши: как в латвийском обществе заразились фобиями >>>
В прошлом году перед 9 мая министр обороны Артис Пабрикс предложил не лечить от коронавируса тех, кто заразится, пойдя к памятнику "Героям освободителям" в Риге. Этнический месседж здесь виден невооруженным глазом.
Премьер-министр Кришьянис Кариньш как-то рассказывал о том, как ему когда-то нагрубил русскоязычный мужчина из-за языкового вопроса, мол, Кариньш плохо изъяснялся по-русски.
Премьер переложил частный опыт обидой на всю этническую группу. Сплочению общества это уж точно не поспособствовало.
Страшно и то, что подобные заявления с трибуны Сейма легитимизуют раскол и провоцируют злобу в обществе.
И тут не хочется мазать все черно-белым, мол, латыши плохие, а русские – хорошие. Но двойные стандарты в отношении высказываний в Латвии действуют четко.
Но что позволено Юпитеру, не позволено быку. Некоторые русскоязычные чиновники просто не осмеливаются сказать то, что негласно разрешено говорить латышам.
Особенно удручает то, что все эти высказывания, видимо, находят отклик в латвийском обществе. Ведь спрос, как известно, рождает предложение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.