Резкий рост заболеваемости COVID-19 в Латвии и его дальнейшие последствия для экономики и системы здравоохранения вновь подняли вопрос о компетентности действующего правительства.
Несмотря на то, что новая волна коронавируса была прогнозируема, несвоевременные и ошибочные меры латвийских министров привели к тому, что республика заняла первое место в мире по распространению заболевания, превысив свой исторический максимум в 2 935 случаев за сутки. В республике объявлен локдаун и введены новые жесткие ограничения.
На фоне погружения страны в полнейший хаос со стороны латвийского общества и местных СМИ все громе слышна критика в адрес власть имущих. Все чаще раздаются заявления о неспособности действующего правительства управлять страной. Министры стали предметом насмешек в социальных сетях.
О том, как новая волна COVID-19 обнажила кризис власти в прибалтийской республике, рассказал в интервью Baltnews руководитель "Института будущего Латвии", политолог Нормунд Гростиньш.
– Г-н Гростиньш, можете ли вы утверждать, что в Латвии наблюдается кризис власти? Если да, то по чьей вине он произошел?
– Однозначно да, и у этого кризиса очень ясные объективные показатели. Так, наша партия "Центр" (Centra partija) подала инициативу в центральный избирательный комитет по роспуску парламента. Нашим законодательством предусмотрено, что распустить парламент можно путем референдума, но при условии, что на государственном портале под инициативной подпишутся 155 тыс. человек.
Мы эту инициативу подали повторно, в прошлый раз ее поддержали чуть более 55 тыс. человек. В октябре этого года резко ускорился сбор подписей за проведение такого референдума. Сейчас наша инициатива на госпортале latvija.lv каждый день собирает четырехзначные цифры подписавшихся. Это один из объективных показателей – народ понял, с чем имеет дело.
Второй момент – крайне неэффективное управление кризисом, как в экономическом плане, так и в медицинском. При многомиллионных вложениях за год практически не было создано дополнительных койко-мест для пациентов с COVID-19 на период осеннего обострения, который был прогнозируем и в ряде стран начался уже летом.
Помимо этого, вообще не принимаются никакие меры для снижения роста цен на энергоносители. Государство имело возможность снизить определенным образом налоги, изменить структуру закупок – например, больше дружить с Белоруссией в поставках электричества.
В результате, эти факторы приведут к обострению экономического кризиса в самое ближайшее время. В свою очередь это повлияет на политическую стабильность.
– В этом месяце был опубликован рейтинг популярности политических партий, где первое место заняло оппозиционное "Согласие", а второе – "Союз зеленых и крестьян". С чем это связано?
– Тот факт, что за партию "Согласие" еще кто-то голосует, говорит о том, что избиратель не понимает, что это совершенно антироссийская партия, которая голосует в Европарламенте за все антироссийские и антибелорусские санкции. Этот рейтинг, который у них еще остался, в два раза ниже, чем был раньше, и он продолжает падать в результате их антироссийских действий.
Что касается "Союза зеленых и крестьян", то это тихая, бывшая правящая партия. Олигарх, который владеет этой партией – бывший мэр Вентспилса Айварс Лембергс – сидит в тюрьме, даже без приговора. Они сидят тихо, и на фоне хаотичных и совершенно идиотских действий правящих партий выглядят более-менее прилично.
– Какие вы можете дать прогнозы относительно предстоящих выборов в Сейм, которые состоятся будущей осенью?
– Нельзя исключать того, что Сейм распустят и возникнут новые массовые беспорядки, в результате которых выборы пройдут досрочно. Такие беспорядки у нас в Риге уже были, сейчас причины для них гораздо серьезнее. После акций протестов в 2009 году латвийцы получили право распускать Сейм референдумом. Про это хорошо забыли действующие депутаты.
Есть одна закономерность: на прошлых выборах 67% действующих депутатов вылетели из Сейма. В результате они были вынуждены пойти работать – вместо того, чтобы сидеть в парламенте и красить ногти. В этот раз замена власти будет серьезнее.
Если в прошлый раз Сейм покинули две трети депутатов, то сейчас этот показатель будет ближе к 100%. Близятся очень резкие перемены в парламенте. Как это будет выглядеть в партийных названиях – будет видно ближе к выборам.
– Почему считается приемлемым то, что многие люди, занимающие в Латвии государственные посты, родились или учились в США?
– Большинство латышского населения называет их гастарбайтерами, считают это неприемлемым. Однако так проявляют себя издержки действующей избирательной системы. Ни премьер-министр, ни президент не проходили фильтра народного голосования. Президента избрал парламент за то, что он увеличил финансирование политических партий из госбюджета в десять раз.
Премьер-министра выдвинула правящая коалиция, он не был кандидатом на парламентских выборах. По моему мнению, президент должен избираться всенародным голосованием, тогда на руководящие посты не попадут, как сейчас, люди без высшего образования. Ко всему прочему, премьер и президент очень слабо владеют латышским языком, он для них неродной.
– Как неспециалистам удалось занять кресла министров? В частности, глава Минздрава Даниэль Павлютс окончил консерваторию и не имеет медицинского прошлого, премьер-министр Кришьянис Кариньш – лингвист по образованию, а глава МВД Мария Голубева – историк.
– Должности министров делятся между партиями правящей коалиции. В свою очередь у партий правящей коалиции есть свой олигарх-владелец. Они захватывают власть в министерствах, из которых будут получать прибыль, и ставят туда своих верных людей, вне зависимости от их квалификации.
В частности, глава МВД – девушка из фонда [американского бизнесмена Джорджа] Сороса, 30 лет состоит в однополом браке, который она заключила в Бельгии. Вообще это люди с отличной от большинства населения психологией. Они часто выбирают таких, у которых другая система ценностей.
Что касается министра здравоохранения, то он был министром экономики, подписывал очень коррупционные схемы по частным электростанциям. Он также верный человек владельца партии – олигарха [Эдгарса] Яунупса, который обеспечил ему места в Министерствах экономики и здравоохранения. Через Минздрав сейчас идут большие деньги, в том числе на закупку вакцин. Здесь имеет место политическая коррупция.
– Может ли одной из причин коронакризиса быть несвоевременность действий политиков? Чем они руководствовались, принимая решения?
– Все происходило с опозданием, действия были неадекватными. Несмотря на то, что вакцинированные и невакцинированные могут заразить и заражают других, для первых было разрешено свободно передвигаться, посещать мероприятия. Это стало открытым окном для распространения эпидемии. Чего они и добились: сегодня рекордный результат – почти три тысячи зараженных в день. Такого в Латвии не было за всю историю пандемии.
Сама конструкция, что вакцинированных считали неспособными заразить других, была полным идиотизмом. Еще в июле стало известно, что в Израиле один школьник заразил 80 других учеников – при том, что все были вакцинированы. Таких случаев огромное множество и в других странах, в связи с чем ситуацию можно было прогнозировать. В свою очередь правительство не обратило на это внимание.
Во-вторых, к новой волне коронавируса необходимо было лучше подготовиться, включая обучение медперсонала и создание дополнительных коек для больных COVID-19. Теперь премьер-министр заявляет, что будет продвигать вакцинацию всех, кто старше 50 лет, несмотря на медицинские противопоказания. На мой взгляд, тут полная паника и халатные действия. Если посмотреть на соцсети, там уже все ругаются неприличными словами.
– Недавно в Латвии был создан портал, где публикуются имена людей, препятствующих борьбе с коронавирусом. Говорит ли это об отчаянии латвийского общества и его решении взять борьбу с пандемией в свои руки?
– Этот портал – чистый тоталитаризм. Ситуация похожа на европейскую, где идет переход на либеральную диктатуру. Анонимные свидетели создали портал, куда можно настучать, если кто-то плохо высказался о прививке. Например, один медик предупредил о том, что в результате вакцинации западными препаратами бывают случаи миокардита, и это правда. В результате он тоже попал в список на этом портале. Создание такого портала напоминает 30-е годы и ранний тоталитаризм.
Помимо этого, тут проявил себя бизнес: если кто-то обругал вакцины, торговцы препаратом нанимают агентства по общественным отношениям, которые составляют коллективные письма. Такие письма были направлены в адрес президента академии наук.
Еще был случай, когда руководитель профсоюза [работников образования и науки Инга Ванага] провела нейтральный опрос среди учителей – в отношении нее сразу началась травля в СМИ. Это явно финансировалось фармацевтическим лобби, поскольку речь идет о многомиллионных контрактах, даже в случае с маленькой Латвией.
Для этой цели наняты специалисты, которые пытаются подавить любые, даже нейтральные анализы ситуации, чтобы единственным решением кризиса была вакцинация, которая сама по себе недостаточно эффективна. Она никак не может быть единственным решением.
– Какой прогноз вы можете дать относительно развития кризисной ситуации в Латвии? Как поведет себя общество? Можно ли ожидать новых протестов? Есть ли вероятность, что некоторые должностные лица уйдут в отставку?
– Общество реагирует с нарастающим ожесточением, о чем говорит и увеличение темпа сбора подписей под инициативой о роспуске парламента. Кроме того, ряд людей будут поставлены в крайне плачевные условия. Речь идет о том, что пособия по простою получат только те продавцы, которые были вакцинированы.
Кроме того, у многодетных семей и других социально незащищенных групп населения были скидки на общественный транспорт, который в Латвии недешевый – в пять раз дороже, чем в Минске. Эти скидки будут сохранены только для вакцинированных. Если у человека по какой-то причине нет "ковидного" сертификата о вакцинации или перенесенном заболевании, у него забирают льготу.
Таким образом, в Латвии лишают социальной помощи по признаку наличия вакцины. Это вызовет масштабное недовольство, поскольку это касается большого слоя латвийского населения.