"Затронет нас всех". Как итоги переговоров ОПЕК+ повлияют на мировой рынок нефти

© Sputnik / Максим Богодвид

Как наличие или отсутствие сделки ОПЕК+ повлияет на нефтяные цены и что будет с мировой экономикой, если стороны не договорятся, рассказал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Переговоры стран-экспортеров нефти (ОПЕК+) начались в формате видеоконференции в четверг, 9 апреля. Однако официальных заявлений по заключению сделки не было. В пятницу, 10 апреля, переговоры продолжаются, так как страны еще не достигли нефтяного соглашения, которое устраивало бы все стороны.

Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с Baltnews отметил, что, несмотря на все предварительные итоги, сделка еще не состоялась. Основная сложность состоит в том, что при переговорах затрагиваются не только интересы всей отрасли, но и каждой конкретной нефтегазовой компании.

"Перед нами сейчас есть результаты согласования стран. Каждая из сторон пытается нивелировать свои потери в данной сделке и максимизировать свои выгоды. Мы попали в ситуацию, когда есть классическое единство и борьба противоположностей. В данном случае сделка соответствует интересам все мировой экономики и всей мировой нефтегазовой отрасли. Но интересы каждой отдельной компании и страны могут отличаться от интереса всей отрасли. Каждая компания может прикинуть, что для нее сокращение слишком велико, и она настолько сокращать не готова", – пояснил эксперт.

Противоречия дают о себе знать, когда начинаются споры о том, кто будет сокращать, а кто будет пользоваться "плодами этих усилий".

"Вот те же США намерены идти по этому пути. И вот они хотят, чтобы выгоды от этой сделки для них были максимальными, чтобы цены выросли, а они в это не вкладывались. А так как остальным участникам такой подход к делу не нравится, все пытаются сагитировать США, чтобы они присоединились к сделке", – сказал Фролов.

Условия пандемии существенно усложняют заключение сделки о сокращении добычи нефти, потому что во многих странах действуют меры, направленные на сдерживание пандемии. Однако главная проблема не в этом, отметил эксперт.

"Безусловно, это приводит к падению спроса, но главная проблема в том, то мы не знаем, как долго продлится действие ограничительных мер. Если сокращать, то насколько, как долго это продлится, и какие последствия будут от этого у каждой отдельной компании", – пояснил он.

Сложность состоит в том, что у потенциальных участников этих переговоров разные интересы, если рассматривать интересы локальные, а не интересы всей нефтегазовой отрасли, считает эксперт.

"США вообще не хотят присоединяться к этому соглашению, надеясь проскочить за счет усилий всех остальных игроков и сохранить свою добычу на более-менее приемлемом уровне. Сами США говорят о том, что в ближайшие два-три месяца ожидается органическое снижение объемов добычи на 4 млн баррелей, но говорят это не официальные лица, а представители нефтегазовой отрасли штата Техас".

Тем не менее та позиция, которую сейчас озвучивают представители нефтегазовой отрасли Техаса, не имеет гарантий.

Кто будет сокращать, и насколько?

Саудовская Аравия выразила намерения сокращать объемы добычи от апрельских показателей, то есть от уровня, до которого они уже успели нарастить добычу после 1 апреля.

"Мы тоже (Россия – прим. Baltnews) можем сказать, что мы нарастили, и мы тоже хотим от наращенного объема добычи сокращать. Это не скажется позитивно на нефтяных показателях мирового спроса и предложения. Но, по сути, Саудовская Аравия хотела уменьшить добычу на миллион баррелей. Потом они согласились на то количество, на которое уже согласилась сокращать Россия", – пояснил эксперт.

Мир находился в предкризисной ситуации уже к моменту начала пандемии, заметил Фролов. Предкризисная ситуация, в частности, в мировой нефтегазовой отрасли начала складываться уже в октябре 2018 года, когда произошло первое падение цен из-за того, что США рекордно нарастили добычу нефти до 2 млн баррелей в сутки, пока действовала сделка ОПЕК+ 2014 года. Это привело к перенасыщению рынка, что ударило по мировому спросу и спровоцировало падение цен.

"На фоне этого в Америке начались банкротства мелких нефтегазовых компаний. И тут коронавирус обозначил уже существовавшие проблемы. Он их сделал более актуальными и более количественно выраженными. Еще сильнее упали цены, еще сильнее упал спрос", – отметил Фролов.

Необходимо дождаться решения о присоединении США, Норвегии, Канады, Бразилии, Мексики и других крупных производителей нефти, этого ждут все, отметил эксперт. Если они дадут гарантии по сокращению объема добычи и заключат сделку, то после этого можно ожидать резкого повышения цен, однако они не закрепятся на новом уровне и продолжат колебаться.

"Они должны четко обозначить свою позицию и дать гарантии сокращения добычи. Если представить, что гарантии даны и сделку заключили, произойдет ли моментальный рост цен на нефть? Да, моментальный произойдет. Но само по себе сокращение будет происходить не моментально, это растянутый, как минимум, на два месяца процесс, который связан с рядом технических сложностей, которые необходимо решать каждому конкретному участнику и каждой компании, которую эта сделка затронула", – пояснил он.

Фролов отметил, что не исключено резкое падение цен на нефть после того, как рынок увидит, что быстрого выравнивания на рынке не произошло и есть еще избыток.

"Потому что поведение цен сейчас диктуется не голосом разума, а безумными паническими настроениями, которые не пытаются каким-то образом ориентироваться в реальных показателях. спроса и предложении, перспектив восстановления. И эти скачки будут, пока не произойдет выравнивание спроса и предложения и не уйдет избыток накопленных за последнее время запасов", – пояснил он.

Будет ли расти спрос на нефть?

Фролов отметил, что спрос на нефть будет расти, если не "прилетят очередные черные лебеди", а пандемия коронавируса закончится и страны заключат новую сделку.

"Я бы прогнозировал даже опережающий спрос. Начнет восстанавливаться спрос, промышленные предприятия будут наращивать выпуск продукции из-за простоя. Спрос может быть опережающим. Это все в том случае, если сделку заключат".

Если сделки не будет, то ситуация на нефтегазовом рынке ухудшится и затронет не только мелкие и средние, но и крупные компании, в первую очередь в США, подчеркнул эксперт:

"Мы столкнемся с полномасштабным кризисом, вывод из которого даже на фоне восстановления спроса будет довольно болезненным. И лучше бы сторонам сейчас договориться, потому что затронет всех. И нас в том числе, несмотря на устойчивость наших компаний относительно некоторых крупных мировых игроков".