Каждый пятый житель Латвии под угрозой бедности: неутешительная статистика Eurostat

Политика стран Евросоюза направлена на сокращение бедности и социальной отчужденности. Тем не менее уровень жизни во многом отличается как между государствами ЕС, так и внутри этих стран.

В 2018 году почти каждый пятый житель Болгарии столкнулся с серьезными материальными трудностями, в то время как в Люксембурге такая проблема была всего у 1% граждан. Пример, касающийся расхождений внутри одной страны: в Ирландии 36% одиноких родителей подвержены риску бедности, в то время как в среднем по стране этот риск есть для 15% населения, свидетельствуют данные Eurostat.

В целом риск бедности и социальной изоляции гораздо выше в Южной и Восточной Европе, чем в большинстве западных и северных стран ЕС. При этом неравенство доходов, как правило, менее распространено в странах Скандинавии и Бенилюкса, чем в большинстве стран Южной и Восточной Европы, а также Прибалтике.

Разница в доходах

В 2018 году среднегодовой доход в ЕС составил 16 938 по стандарту покупательской способности (PPS). Он широко варьировался по странам ЕС: от 6241 PPS в Румынии до 31 995 PPS в Люксембурге. Средний доход выше 16 тысяч PPS отмечался в Скандинавии и Западной Европе, а также в Австрии, Италии, на Кипре и на Мальте.

Напротив, доход был ниже 16 тысяч PPS в странах, вступивших в ЕС после 2004 года (за исключением Кипра и Мальты), а также в Греции, Испании и Португалии.

Исландия, Норвегия и Швейцария зафиксировали уровни дохода, значительно превышающего средний показатель по ЕС, в то время как доходы были значительно ниже в Турции, Сербии и Северной Македонии.

Риск бедности

Бедность можно определить как практическую трудность удовлетворения основных потребностей и достижения достойного уровня жизни. Бедность многомерна и относительна, поскольку учитывает доход, потребление и благосостояние. В идеале все три измерения должны проводиться с использованием одного и того же источника данных, чтобы лучше идентифицировать уязвимые группы населения.

В рамках ЕС политики, как правило, применяют относительный подход, основанный на доходах (после социальных трансфертов), чтобы отразить представление о том, что бедность связана с социальной отчужденностью.

Таким образом, риск бедности может быть измерен с экономической точки зрения как постоянные условия, при которых человек не может позволить себе в полной мере участвовать в жизни общества.

В соответствии с этим подходом Eurostat за черту бедности принимает 60% медианного эквивалентного дохода.

В 2018 году 16,8% жителей ЕС столкнулись с риском бедности – иными словами, уровень дохода в этих странах составил менее 60% от национального среднего показателя по стране, где они жили.

Так, семь стран-членов ЕС сообщили, что по крайней мере одна пятая их населения находится под угрозой бедности: Румыния (23,5%), Латвия (23,3%), Литва (22,9%), Болгария (22%), Эстония (21,9%), Испания (21,5%) и Италия (20,3%). Самый низкий риск бедности был зафиксирован в Чехии (9,6%), затем следуют Финляндия (12%), Словакия, Венгрия (12,2%) и Дания (12,7%).

Согласно статистике, самые уязвимые группы – одинокие родители, риск бедности которых равнялся 34,2% в 2018, превышая средний показатель в два раза.

Риску бедности в 24,4% процента подвержены семьи, состоящие из двух взрослых и троих и более детей. При этом в Румынии и Болгарии этот риск около 50%.

Тесное и некачественное жилье

Многие жители Восточной Европы живут в тесном жилье (за исключением Чехии, Эстонии и Словении). Такое встречается и на западе ЕС, например, почти четверть родителей-одиночек в Бельгии проживают в зданиях со структурными проблемами.

В 2018 году в 12 странах ЕС около 10% населения проживало в тесном жилье. На Кипре, в Ирландии и на Мальте – менее 4%.

При этом в Латвии и Болгарии в переполненном доме проживают более 40% населения, а в Румынии – 46,3%.

Более 30% жителей Кипра в 2018 проживали в жилище с протекающей крышей, влажными стенами и гнилью в оконных рамах. В Португалии, Венгрии, Латвии и Словении таких около 20%.

С другой стороны, менее 10% жителей Швеции, Чехии, Мальты, Словакии и Финляндии столкнулись с проблемой некачественного жилья в 2018 году.

В Латвии, Чехии, Хорватии, Греции, Италии и на Мальте люди старше 65 лет чаще сталкиваются с проблемой тесного и некачественного жилья.