"Транзитеры без транзита": почему Китай не позарится на Прибалтику

© РИА Новости

Почему странам Балтии не следует рассчитывать на то, что они станут привлекательным регионом для инвестиций со стороны Китая, который мог бы спасти транзит и порты, рассказал экономист.

Латвии не стоит рассчитывать на то, что от падения транзита и простаивания портов ее спасет сотрудничество с Китаем, потому что его не будет. Китай, возможно, и рад бы инвестировать в развитие портов в Прибалтике, однако в обход России сделать это не получится. Для того чтобы прибалтам заполучить себе в торговые партнеры крупнейшую в мире державу, надо сменить свой антироссийский курс, хотя бы ради получения экономической выгоды.

В разговоре с Baltnews экономист Василий Колташов отметил, что если бы правительства стран Балтии отличались дальновидностью, то они пытались бы сохранить партнерские отношения с Россией.

"Китай мог быть очень заинтересован, если бы они сохранили транзит. Китай, например, заинтересовался белорусской экономикой, поскольку она сохранила привязку к российскому рынку, и построила там автомобильный завод без единого белоруса. У них такой проект был, что вызвало протесты граждан Белоруссии, которые были просто возмущены этим типом сотрудничества батьки и КНР, потому что приехали китайские рабочие, которые минимально тратили в Белоруссии, собирали автомобили в расчете на российский рынок. Китай мог бы сделать то же самое и в Балтии, он вложился бы в железные дороги прибалтийских государств, в их порты. Если бы он мог навязать Москве экономическое обслуживание американских клиентов".

Экономист отмечает, что экономику нельзя рассматривать как какое-то подразделение, связанное только с цифрами. Существует термин политическая экономия, который указывает на влияние, в первую очередь, государственного, политического фактора на экономические связи. Таким образом, если проводить враждебную по отношению к России политику, то и рассчитывать на развитие связей не следует.

"Прибалтийские государства, особенно Литва, да и Латвия, и Эстония, не могут рассчитывать на то, что их будут включать в экономические схемы другой страны. Они должны попросить американский транзит, например, из Колорадо в Техас через их порты, почему бы нет. Или чтобы Германия осуществляла транзит из Германии в Польшу или из Германии во Францию через прибалтийские порты. Если вы находитесь в чьей-то политической орбите, то пожалуйста, обращайтесь к ним. И они вам, наверное, помогут. Как минимум, объяснят, что транзит нельзя так просто сдвинуть".

Колташов отметил, что порты в Прибалтике оказали влияние на то, что транзитный маршрут сдвинулся на север, в Ленинградскую область. Теперь повернуть все обратно и привлечь в них поток китайских грузов – идея сама по себе абсурдная.

"Так чего ради Россия должна это отыгрывать обратно? Представьте себе переговоры Москвы и Пекина. Пекин заинтересован инвестировать в Прибалтику и получать выгоду от транзита. И лидер КНР говорит президенту РФ: Владимир, а давай пусть питерские порты все простаивают и инфраструктуру развивать в Ленинградской области не надо, зачем перегружать регион, пусть он будет аграрным, а маршруты все обратно в Прибалтику двинем, мы там сделаем китайские инвестиции, нам будет выгодно. Вот такие переговоры мы в принципе представить не можем, потому что это абсурд. И я думаю, что в Пекине тоже прекрасно все понимают, там люди разумные. Но вот прибалтийские чиновники этого понять не могут".

Что касается перспектив развития прибалтийско-китайского сотрудничества, они весьма туманны. Даже если Китай и позарится на Прибалтику и будет штамповать продукцию для европейского рынка, Германия такому раскладу явно не обрадуется. Поэтому мечты о китайских инвестициях на данном этапе можно похоронить, впрочем, как и транзитную отрасль, считает экономист:

"Они могут заигрывать с Китаем, Китай может заигрывать с ними, но пока у вас ничего нет, кроме флирта, и вы не можете обеспечить китайскими инвестициями рентабельность, ничего не получится. Китай, конечно, может строить предприятия в расчете на страны еврозоны, чтобы продавать туда продукцию, но позволит ли Германия им это делать? Не позволит. Здесь тоже возникает противовес. Таким образом, они остаются в таком положении, в котором хотели быть. Транзитеры без транзита".