В сомнительных историях с участием латвийских банков оказались замешаны экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен и экс-глава разведывательной службы Германии Август Ханнинг. Указанные лица предстанут в суде по делу о закрытии PNB Banka, так как они, будучи в прошлом членами правления банка, могут оказаться причастными к истории его разорения. Иск на 32 миллиона евро подал в суд администратор неплатежеспособности банка Виго Крастиньш.
Суд оперативно отреагировал на иск администратора. Издание "Открытый город" пишет, что их имущество уже арестовано. Членов правления и совета банка обвиняют в причинении ущерба банку, который и привел к его разорению. По словам Крастиньша, к разорению банка причастны девять лиц.
Среди ответственных он назвал экс-генсека НАТО, который занимал должность заместителя председателя Совета банка с января 2018 года, экс-глава внешней разведки Германии Ханнинг, который входил в Совет банка, а также председатель правления Совета, мажоритарный акционер банка Григорий Гусельников.
В иске также фигурируют имена бывшего члена Совета банка PNB Питера Майкла Одинцова и членов правления Оливера Роналда Брамвела, Анны Вербицкой, Наталии Игнатьевой, Дмитрия Калмыкова и Алексея Кутявина.
В чем суть истории?
В августе прошлого года Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК) объявила крупнейший латвийский банк PNB banka неплатежеспособным и приостановил работу банка. Банку запретили оказывать любые финансовые услуги клиентам, включая выполнения платежей клиентам.
Это решение приняли после того, как свое слово сказал Европейский центральный банк (ЕЦБ) – у банка нет денег, и он столкнется с финансовыми трудностями, после чего Правление единого регулирования Европы вынесло свой вердикт – никаких мер по спасению банка принято не будет, так как руководство банка предупреждали, причем не раз, но реакции не последовало.
"В PNB Bankа начиная с конца 2017 года были выявлены нарушения требований к капиталу. Компетентные органы неоднократно призывали PNB Bankа восстановить соответствие пруденциальным требованиям, а также дали достаточно времени для реализации мероприятий. Банк же последовательно не применял меры по исправлению положения", – говорилось в сообщении ЕЦБ.
Куда делись деньги?
Как выяснилось позже, в том, что у банка нет денег, виноваты члены правления банка. Перед самым закрытием банк заключил сделку с группой инвесторов, которую возглавлял гражданин США Роджер Тамраз. Гусельников называл вышеуказанную команду новыми владельцами банка, однако, по данным ЕЦБ и администратора неплатежеспособности PNB, руководители из-за океана не только не выкупили акции банка, но и набрали кредиты на свои нужды на сумму 559 861 евро. Платежей впоследствии по этим кредитам не случилось.
"При выдаче кредитов этим так называемым новым акционерам не были соблюдены требования закона. Поскольку они считаются участвующими лицами, для выдачи кредита требовалось единогласное решение со стороны правления. Такого решения не было, но, несмотря на это, кредит выдали. Выплат по этим кредитам, конечно, не было. Обеспечения нет", – пояснил Крастиньш.
Кредит на полмиллиона – это еще не самое страшное, если учитывать, что решения, которые руководство банка приняло до этого, обошлось убытком в 31,5 млн евро. Имеются доказательства того, что американская группа выкупила акции банка, не заплатив за них. Вместо этого новые владельцы обязались отдать кредиты, которые ранее брал в банке Гусельников и члены его семьи. После чего банк освободил Гусельникова от задолженности, после чего перечислил ему на счет семь миллионов евро на услуги адвокатов. Однако от Тамраза и его команды впоследствии никаких денег не поступило.
"С этими новыми акционерами, когда они пришли в банк и заключили сделки с банком и акционерами, был уговор, что они свои обязательства по выплатам и обеспечат, и заплатят. Сейчас все сроки прошли, но ничего не выплачено, никакого обеспечения нет. Поэтому и был констатирован убыток. И мы считаем, что в этом виновно прежнее руководство банка", – сказал администратор неплатежеспособности.
Миссия невыполнима
Решение наказать руководство развалившегося банка было принято только в этом году, хотя история началась еще в прошлом году. Управление борьбы с организованной преступностью Госполиции не стало возбуждать дело за неимением состава преступления. Расследование тогда проводить не стали, а КРФК – инициатор разбирательства – не стала оспаривать это решение.
Теперь иск администратора неплатежеспособности придал делу новый импульс. Обоснованность претензий признал и банковский регулятор. Однако взыскать 32 млн евро будет сложно. У экс-генсека НАТО имущество на сумму более, чем 700 тысяч евро – дом в Дании, эту недвижимость уже арестовали. У экс-главы разведки – дом в Германии тоже арестовали. Арестованы и все их акции.
Самая интересная история с Гусельниковым. Его официальное имущество – акции на сумму шесть евро. Так что даже если банк удовлетворит иск администратора, денег все равно не будет.