Сколько российские грузы ни упрашивай, а в Латвию они не вернутся

© РИА Новости

Тема: Транзит уезжает из Прибалтики

Министр сообщения Талис Линкайтс готов возродить транзитную отрасль любыми способами – даже через переговоры с российским министром транспорта. Но его надежды вряд ли оправдаются.

Объем транзита российских грузов падает, поэтому работу портов и железной дороги надо организовывать по-другому, признал министр сообщения Талис Линкайтс. На их возвращение надеяться не приходится.

Главный удар по портам нанесла потеря угля. Компенсировать эту потерю полностью не удастся. Однако для спасения транзитной отрасли надо работать и искать дополнительные грузы и направления, считает он. Об этом сообщил LSM.

"Нам просто надо перестраивать нашу железнодорожную систему так, чтобы наши затраты на поддержание инфраструктуры соответствовали тем доходам, которые у нас есть", – заявил Линкайтс.

Несмотря на то, что Россия переориентировала грузопоток на собственные порты и забрала уголь, есть и другие виды грузов. И они идут в нормальном режиме, отметил Линкайтс. В перспективе надо просто "по кусочку набрать определенные виды грузов", и тогда транзитная отрасль продолжит существование без потерь. Массовых сокращений сотрудников Latvijas dzelzceļš (LDz), по словам министра, больше не будет.

Еще десять лет назад Вячеслав Домбровский, ныне депутат Сейма, прогнозировал полный уход российских грузов из Латвии, но тогда на это не обратили внимание ни руководство LDz, ни порты, напомнил Линкайтс. В тот момент будущее транзитной отрасли не выглядело столь пессимистично, а предупреждения не воспринимались всерьез. Однако надежда еще есть – в основном на контейнерные грузы.

"И есть терминалы, которые не могут перестроиться. Но есть и те, которые могут, которые работают очень хорошо. Есть терминалы, которые пустуют. Я знаю, что есть владельцы, которые хотят продать свои терминалы, свои площади под другие грузы. Так что место пустым не останется. Должны появиться другие коммерсанты, которые будут обрабатывать там другие виды грузов".

Более того, судя по заявлениям Линкайтса, с Россией он прощаться не спешит и ищет пути решения проблемы. Об этом свидетельствует его намерение встретиться с российским министром транспорта Виталием Савельевым. Но вернуть прежние объемы угля не выйдет, признал он.

"Но если смотреть реалистично, то если есть политическое решение направить стратегические для России грузы через российские порты, то мы можем получить от этого общего объема лишь определенную часть – при условии, что есть какой-то специфический запрос отправителей и получателей".

Надежды Линкайтса могут не оправдаться. Еще в сентябре губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил, что Россия к 2025 году сможет переориентировать все грузы из портов стран Балтии в свои порты.

Дело в том, что в Усть-Луге завершился первый этап строительства терминала Lugaport. Активная фаза его строительства начнется до декабря 2020 года, полностью проект будет реализован к концу 2024 года. Согласно перспективным оценкам, объем груза в сообщении с морским портом Усть-Луга к 2025 году составит 89,3 млн тонн, к 2030 году – 106,4 млн тонн.

Какова вероятность того, что Россия, построив свои порты, переориентировав грузопоток на них, решит отказаться от этого в пользу Латвии? Ответ очевиден. Тем временем, согласно статистике Минсообщения, за 9 месяцев латвийские порты перевалили 33 млн тонн грузов, что на 29,7% меньше, чем за аналогичный период в 2019 году, а на железной дороге спад составил 45,5%, до 17,2 млн тонн.