В летние месяцы биржевые цены на электроэнергию и природный газ достигли почти рекордных уровней. Например, средняя биржевая цена электроэнергии Nord Pool в латвийской торговой зоне в июне составила 76,23 евро за мегаватт-час (МВтч), что в 2,4 раза больше, чем в соответствующем месяце прошлого года. Между тем средняя цена природного газа на немецкой бирже Gaspool в июне составила 24,98 евро за МВт/ч, что в 4,9 раза больше, чем в июне 2020 года.
Увеличение квот на выбросы углекислого газа
Одним из наиболее важных факторов роста цен как на природный газ, так и на электроэнергию является увеличение сбора на выбросы углекислого газа (CO2). Это платежи за право выбрасывать CO2 в атмосферу при сжигании углеродсодержащего топлива, такого как газ или уголь.
Как объясняет исполнительный директор Ассоциации электриков и энергетиков Гунарс Валдманис, балтийский рынок импортирует электроэнергию, в том числе из Скандинавии, поэтому подорожание коснулось его в столь значительной степени. Его слова приводит Tvnet.
"Поскольку Скандинавский регион богат гидроэнергетическими ресурсами и не имеет квот на выбросы CO2, спрос на них увеличился, а цена также возросла".
Что касается природного газа, то стоит отметить, что он выделяет примерно на 40% меньше выбросов, чем, например, сжигание угля, поэтому повышение цен на квоты на выбросы может привести к тому, что вместо угля будет выбран природный газ.
Дисбаланс между спросом и предложением
Пандемия Covid-19, а также ценовая война, которую весной 2020 года Саудовская Аравия начала с Россией, привели к значительному падению цен на нефть: цены на нефть в США упали на 34%, а нефть марки Brent упала на 24%. Это также повлияло на цены на природный газ (природный газ является побочным продуктом при добыче нефти) и электроэнергию.
Пандемия также привела к значительному сокращению потребления энергии. Однако по мере восстановления национальных экономик мировые цены на энергоносители стали более соответствовать уровню, существовавшему до пандемии, и даже превысили его.
Руководитель Отдела надзора за рынком Комиссии по коммунальным услугам (PUC) Янис Негрибс объясняет, что с изменением ограничений Covid-19 спрос на газ также быстро возрос. Он указывает, что особое внимание в этой связи следует уделить Китаю и азиатскому региону в целом, где экономика восстанавливается, а спрос на газ значительно вырос.
"В Европе была холодная зима. Не только у нас [в Латвии], но и в других местах отопительный сезон был более продолжительным, а потребность в газе была выше", – отмечает Негрибс.
В результате в конце отопительного сезона запасы в хранилищах газа были в два раза ниже, чем в прошлом году – 30% против 60%.
Помимо потребности в пополнении запасов на зиму, газ нужен для отопления и нужд промышленности. Однако в этом сезоне хранилища природного газа могут быть заполнены только минимально необходимым количеством, прогнозирует Негрибс.
"Запасы вряд ли будут заполнены в полной мере – произойдет обратное. По крайней мере, эти страны-импортеры, безусловно, не будут сильно заинтересованы в переполнении, потому что цена находится на самом высоком уровне, поэтому запасы будут заполнены только до требуемого уровня на ближайший период.
По крайней мере, на данный момент рынки финансовых операций показывают, что цены на природный газ в следующем периоде будут ниже, чем в этом году. Цена вернется к норме, и трейдеры (в тех странах, где трейдер является импортером) заинтересованы в том, чтобы не накапливать избыточные запасы и, например, покупать больше газа в следующем году, потому что цена будет ниже", – говорит Негрибс.
На рост цен на энергоносители влияет увеличение не только спроса, но и предложения. Представитель PUC отмечает, что ситуация со странами ОПЕК+ по-прежнему актуальна в связи с природным газом, которые после все же достигли соглашения об ограничении добычи нефти. Если добыча нефти ограничена, то, соответственно, ограничиваются и поставки природного газа.
Влияние на потребителя
Рост цен на биржах напрямую влияет на конечного потребителя. Например, тарифы на природный газ AS Latvijas Gāze для домашних хозяйств выросли с 25% до 43,1% в зависимости от объема потребления.
В компании поясняют, что изменения связаны как с повышением цен на природный газ на мировых рынках, так и с поправками к тарифу на услуги оператора распределительной системы AS Gazo, которые были утверждены PUC 30 апреля этого года. Этот тариф будет действовать до конца года, пока не будет пересмотрен.
Также с 1 августа повысится цена и для крупнейшего в Латвии трейдера электроэнергии Latvenergo, который работает под торговой маркой Elektrum. С августа электроэнергия будет на 42,9% дороже для клиентов с фиксированной ценой 0,09595 евро за кВт/ч.
Между тем SIA Tet указывает, что в настоящее время нет планов по изменению цены на электроэнергию для клиентов с фиксированным тарифом, в то же время раскрывая, что около 70% клиентов компании привязаны к зависящему от обменного курса тарифному плану. Также не планируется повышение цен для клиентов SIA Enefit, которым не нужно заключать новый контракт, но повышение тарифов для клиентов может составить около 20%.
Конечно, ситуация иная, если клиент выбрал тарифный план с переменной или биржевой ценой. В этом случае изменения цен на природный газ и электроэнергию оцениваются по-разному. Цены на электроэнергию действуют в режиме реального времени в связи с тем, что электроэнергия может перемещаться намного быстрее, чем природный газ.
"Если мы посмотрим, например, на голландскую биржу – для того, чтобы газ пришел из Нидерландов, требуется некоторое время. Почасовые цены не имеют значения, потому что в Латвии невозможно получить газ в один и тот же час, поэтому крупные потребители, такие как крупные промышленные компании или производители электроэнергии, как правило, имеют переменную цену в контракте, но это не почасовая цена, а месячная цена", – говорит представитель PUC.