Приближается война между супердержавами?

© ВМС США

Приведет ли обострение противоречий между США и Китаем к масштабному вооруженному конфликту, рассказал автор американского журнала Foreign Affairs.

Многие эксперты-международники утверждают, что война между великими державами – это пережиток ушедшей эпохи. Однако то, что сейчас нет крупных военных столкновений, еще не означает, что такой угрозы не существует.

В отношениях современных сверхдержав, прежде всего, США и КНР, наблюдается напряженность. Нельзя исключать, что какое-то противоречие обострится и приведет к полномасштабной войне между ними. Такое мнение выразил автор американского журнала Foreign Affairs Кристофер Лейн, ведущий профессор кафедры международных отношений и Школы им. Роберта Гейтса по национальной безопасности Техасского университета A&M.

Ложный оптимизм

Несмотря на то, что конкуренция между США и Китаем обостряется, многие американские политологи отказываются верить в вероятность войны между этими странами. Их оптимизм основывается на нескольких предположениях. Одно из них – экономики США и Китая сильно взаимосвязаны, поэтому риск серьезного конфликта минимален. Однако в последние годы китайско-американские экономические связи существенно ослабевают – во многом из-за усилий самих стран.

Также вооруженный конфликт считают маловероятным из-за веры в силу ядерного сдерживания. Однако за последние десятилетия технический прогресс ослабил этот сдерживающий фактор. Комбинация миниатюрных ядерных боеголовок малой мощности и высокоточных систем доставки сделала возможной "ограниченную" ядерную войну, которая не приведет к ядерному апокалипсису в мировом масштабе.

И наконец, некоторые известные ученые утверждали, что так называемый либеральный международный порядок способен сохранить мир на Земле. Считается, что лидерство США, осуществляемое через международные институты, такие как ООН, ВТО и МВФ, а также распространение принципов мирного сотрудничества обеспечивают предсказуемость международного поведения стран.

Например, политолог Джон Икенберри, оптимистично полагает, что такой международный порядок сохранится в течение многих десятилетий в будущем, несмотря на увеличение международного влияния Китая и постепенное прекращение доминирования США в мире.

Однако это предположение представляется сомнительным. По мере того, как в некоторых странах баланс сил смещается в сторону других государств, существующий миропорядок станет менее эффективен в урегулировании конфликтов, полагает автор.

Уроки истории

Ход британо-германского соперничества, результатом которого стала война в 1914 году, показывает, как две великие державы могут неумолимо втягиваться в конфликт, который до того казался крайне маловероятным. Вряд ли можно найти более подходящую аналогию с сегодняшним противостоянием между США и Китаем.

Британцы и немцы соперничали друг с другом за международный престиж и власть. Как отмечали историки Зара Штайнер и Кейт Нильсон, "между сторонами отсутствовал спор из-за территорий, тронов или границ". И наоборот, в отношениях между ними существовали важные факторы, которые способствовали миру: торговля, культурные связи, глубокие взаимосвязи между элитами и монархическими семьями и т. д.

Историк Маргарет Макмиллан сказала, что Германия и Англия начали войну, потому что "военный конфликт – это столкновение доминирующего государства, которое ощущает потерю своего могущества, и быстро растущим соперником".

"Такие переходные процессы редко реализуются мирно. Самоутвердившаяся доминирующая мировая держава обычно ведет себя высокомерно, читая другим лекции о том, как следует вести себя в международных делах. Очень часто она совершенно нечувствительна к тревогам и заботам менее значительных государств. Такие державы, какой Британия была тогда, и какой США является сегодня, неизбежно противятся любым намекам на свою смертность, а растущие державы горят нетерпением урвать для себя свою долю добычи, будь то колонии, ресурсы, место в мировой торговле или влияние в мире", – отметила Макмиллан.

Нынешнее положение США очень похоже на положение Соединенного Королевства в те годы. Это действующий гегемон, чья относительная мощь постепенно ослабевает.

Со своей стороны быстро растущий Китай, как и Германия накануне Первой мировой войны, хочет признания себя равным на международной арене и стремится к доминированию в своем регионе.

Возникновению Первой мировой войны во многом поспособствовало то, что Великобритания не смогла мирно приспособиться к реалиям германского роста. От того, последуют США такому же сценарию или нет, будет зависеть, закончится ли военным конфликтом нынешнее американо-китайское соперничество.

Битва идеологий?

Как отмечают многие ученые, поражение Китая в двух опиумных войнах с Британией и Францией в середине XIX века произошло из-за неспособности страны адаптироваться к изменениям, вызванным Промышленной революцией. В связи со слабой позицией тогдашних китайских лидеров более сильные молодые империалистические государства смогли доминировать в делах Китая.

Нынешний подъем Китая во многом вызван его стремлением отомстить за тот период унижения и восстановить исторический статус страны как доминирующей силы в Восточной Азии.

Китай решил стать богатым настолько, чтобы обрести военные и технологические возможности, позволяющие вырвать региональное доминирование в Восточной Азии из рук США. Китай присоединился к американскому миропорядку не для того, чтобы помочь его сохранению, а для того, чтобы бросить ему вызов изнутри.

Эта стратегия оказалась успешной. Китай стремительно приближается к США по всем основным показателям. В 2014 году МВФ объявил, что по покупательской паритетной способности Китай обогнал США как крупнейшую экономику мира. Если судить по рыночному валютному курсу, то китайский ВВП составляет сейчас почти 70% американского.

Схожая ситуация и в военном плане. Исследование RAND Corporation "Счет в американо-китайском соревновании" еще в 2015 году выявило, что разрыв в военной мощи США и Китая в Восточной Азии быстро сокращается. Американский военно-морской флот и военные базы в этом регионе оказались под угрозой из-за улучшения китайского потенциала.

Политики США все чаще рассматривают соперничество США и Китая не как традиционное соревнование великих держав, а как борьбу демократии с коммунизмом. Многие представители политического истеблишмента в Вашингтоне начинают верить в то, что угрозу для Америки представляет не столько растущая военная и экономическая мощь Китая, сколько вызов, брошенный Пекином американской модели политического и экономического развития.

Как писали Курт Кэмпбелл и Джейк Салливан на страницах Foreign Affairs в 2019 году, "Китай может представить собой более острый идеологический вызов, чем Советский Союз, а его превращение в супердержаву усилит автократические тенденции в мире".

Однако такой идеологический дискурс в политике США на китайском направлении вряд ли можно считать разумным. Он создает в Вашингтоне лихорадочное настроение и повышает вероятность войны. Соединенным Штатам можно посоветовать вообще отказаться от идеологической составляющей из отношений с Китаем и относиться к ним как к традиционному соперничеству двух супердержав, в котором большую роль играет дипломатия.

Опасность впереди

Чтобы избежать войны с Китаем, Соединенным Штатам следовало бы скорректировать свои гарантии Тайваню и признать китайскую политику в отношении острова. Вашингтон также должен был бы признать, что исповедуемые им либеральные ценности не универсальны. Следовательно, американцы должны прекратить вмешиваться во внутренние дела КНР, осуждая его политику в Гонконге и Синьцзяне и тонко призывая к смене режима.

Шансов на то, что США предпримут такие шаги, мало. Если Америка пойдет на это, то тем самым она признает конец своего главенства. Это увеличивает вероятность "горячей войны" между США и КНР.

В отличие от времен прошлой холодной войны, когда США и Советский Союз в целом признавали границы зон влияния друг друга, сегодня Вашингтон и Пекин придерживаются совершенно разных взглядов на то, кто должен играть главную роль в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также вокруг Тайваня.

Вопрос о том, смогут ли США мирно уступить свое доминирование в Восточной Азии и признать Китай как равную себе великую державу, остается открытым. Если Вашингтон этого не сделает, он столкнется с войной, по сравнению с которой побледнеют военные катастрофы во Вьетнаме, Афганистане и Ираке.