Голосование на выборах президента США завершилось, а итогового результата пока нет. Зато уже понятно, что о полном разгроме Дональда Трампа демократами говорить не приходится.
Случайность или тенденция?
Осенью 2020 года американцы готовились к сокрушительной победе демократа Джо Байдена. Предыдущие выборы, равно как и сам президентский срок президента Дональда Трампа игнорировать все же затруднительно – а потому его оппонентами было решено считать свой провал четырехлетней давности чем-то вроде досадной оплошности, которую, разумеется, можно и нужно исправить в этом ноябре.
Предполагалось, что несносный Дональд своей ложью, своим популизмом, своими скандалами убедил всех – голосовать надо за Байдена и только за Байдена.
Однако сразу после начала подсчета голосов стало понятно, что блицкриг у демократов явно не получился. Кандидаты зачастую шли вровень, а разница измерялась ничтожными долями процента.
Если кандидаты обратятся в суд (по крайней мере, на этом настаивает господин Трамп), то процесс может затянуться еще на несколько дней.
6 января новый состав Конгресса огласит окончательные результаты голосования, а пока демократам надо привыкать к грустному для них выводу.
Трампа-то можно переиграть на выборах, а вот с трампизмом, охватившим половину страны, им в будущем все равно придется иметь дело.
И в 2016, и в 2020 годах у противников Трампа было все: обширные связи в американском истеблишменте, контроль над прессой, огромные пожертвования.
Что до 45-ого президента США, то эксцентричного республиканца топили в его же партии. Про отношение к нему политического бомонда и говорить не приходится. Вместо телеинтервью и газетных статей у него был знаменитый Twitter.
Вывод тем не менее очевиден: популизм, невзирая не всего его промахи, был и остается привлекательным. Даже в условиях пандемии, когда вопросы иммиграции и прочие любимые темы политиков такого толка временно исчезли из новостей.
Пример для последователей
Для миллионов американцев обещания и действия господина Трампа были достаточно убедительными. "Мы не враги. Что нас объединяет как американцев, намного сильнее, чем то, что может разделить", уверяет сегодня Джо Байден.
Но готовы ли избиратели Трампа отказаться от причудливой смеси популизма, консерватизма и национализма, чтобы пойти навстречу демократам?
Потребуется нечто более сильное, чем примирительные слова, чтобы преодолеть раскол в американском обществе, столь сильно проявившийся перед этими выборами.
Если в случае победы Байдена трамписты смогут взять реванш только через четыре года, то в других странах упавшее знамя популизма будет подхвачено гораздо раньше.
Еще в 2016 году победа Трампа открыла ящик Пандоры в мировом масштабе: и премьер-министр Виктор Орбан в Венгрии, и лидер Партии свободы Герт Вилдерс в Нидерландах, и лидер оппозиционной партии "Лига" Маттео Сальвини в Италии, и председатель Консервативной народной партии Март Хельме в Эстонии почувствовали, что можно взять власть и перестроить ее по образу своему и подобию.
Выиграй господин Трамп в 2020 году – победа самого заметного (и могущественного) популиста снова станет для всех его подражателей путеводным маяком.
Проигрыш же Дональда Трампа тоже не останется без последствий. Республиканец уже успел объявить о своей победе "с исторически рекордными цифрами", чем обнадежил своих сторонников.
Если окажется, что большинство голосов было отдано за Байдена – значит, демократы просто подтасовывают результаты.
Комментаторы вроде крайне правого конспиролога Алекса Джонса уже призывают не позволить "украсть" результаты. Пример американского президента наверняка будет заразителен, и мы еще не раз услышим такие заявления уже на выборах в Старом Свете.
В ожидании перемен
Обе стороны надеялись на "быструю и решительную" победу – и оказались далеко от нее. Если господина Трампа подвели эпидемия коронавируса, хаотичность его действий и самонадеянность, то слабыми местами штаба Джо Байдена оказались общая размытость повестки и излишняя уверенность в превосходстве над республиканцем.
Популизм не оказался сильнее традиционного истеблишмента, но причиной стали не рациональные соображения, а пандемия COVID-19, сражение с которой Трамп проиграл.
Мейнстримным элитам не удалось однозначно переломить настроения избирателей, а теперь они наверняка получат затяжную войну.
В случае проигрыша Трамп не уходит в иную вселенную – он останется в своей Башне и сможет дальше влиять на американскую политику через свой Twitter.
Демократам придется что-то делать с тем, что половина населения страны поддерживает их оппонента – и еще убеждена, что выборы "были украдены". Кроме того, к 2024 году может найтись новый популист, который учтет ошибки Трампа и сможет выступить на выборах лучше.
За пределами США эти выборы тоже будут иметь значение.
Феномен Трампа в любом случае состоялся и доказал свою жизнеспособность, а теперь будет использоваться как предмет для подражания по всему миру, от прямого взаимодействия с избирателями посредством Twitter до тезиса о "краже выборов", от потрясающей гибкости во взглядах до демонстративного антиэлитизма.
По отдельности эти черты вряд ли могут удивить, но, будучи объединенными в фигурах новых популистов, наверняка смогут потеснить популярность традиционных политиков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.