Подведение итогов президентской гонки в США пока затягивается. Латвийское общество с интересом следит за тем, кто же станет следующим президентом США – республиканец Дональд Трамп, известный своим эпатажем и непредсказуемостью, или демократ Джо Байден, более прогнозируемый и менее расторопный. Постсоветское пространство практически не интересовало Трампа. От Байдена, кажется, ожидают большей предприимчивости на территории стран бывшего СССР.
В Латвии уверенно считают, что Байден и его команда в отличие от Трампа пойдут по пути активного укрепления трансатлантических отношений, что якобы пойдет на пользу странам Балтии. Также определенное напряжение между НАТО и Трампом оказывает свой негативный эффект, говорит доктор политических наук Андрей Бердников.
"Балтийские страны и вообще Восточная Европа будут чувствовать себя более комфортно при Байдене. Что касается нашего региона, нашим элитам явно не по душе, что происходят какие-то небольшие трещинки между НАТО и Белым домом. Беря во внимание, что безопасность – это все-таки одна из важных повесток нашего региона", – сказал он.
Отсутствие геополитического влияния – счастье Латвии
Премьер-министр Кариньш заявлял, что Латвия становится все больше на международных весах. Несмотря на то, что власти стараются подчеркивать значимость страны на геополитической арене, российский международный политолог Федор Лукьянов призывает не переоценивать влияние Латвии на геополитику. Он говорит, что "счастье" Латвии состоит в том, что для США абсолютно безразлично, кому она симпатизирует в президентском гонке 2020 года:
"Счастье Латвии в том, что абсолютно все равно, кому она симпатизирует – Трампу или Байдену. Это хорошо, потому что значит, никто не будет на вас влиять. В Европе все, затаив дыхание, ждут победы Байдена, потому что Трампа все боятся и от него устали. Ожидается, что изменится риторика, изменится президентский стиль".
Лукьянов считает, что независимо от того, кому достанется Белый дом, со стороны США в отношении Европы не стоит ожидать существенных изменений. Если Трамп, который не раз называл ЕС "врагом", был конкретным в своих заявлениях, Байден пока кажется более пространным. Поначалу Байден вполне может показаться более дружелюбным Европе, но по факту ничего не поменяется.
"Не будет существенных изменений в отношении стран Европы. Америка от Европы уходит последовательно. И началось это гораздо раньше Трампа. Все эти проблемы сейчас могут быть затушеваны при Байдене, начнутся мантры по поводу трансатлантического единства, но ничего уже по сути не изменится", – говорит политолог.
С этим мнением солидарен и другой российский американист Малек Дудаков. Он отмечает, что в Европе надеются на дзен в торговых войнах, в случае победы Байдена. Однако по большому счету для стран Балтии ничего не изменится ни в одну, ни в другую сторону. Ожидания, что Байден будет больше вмешиваться в международную повестку и поддерживать страны Балтии, не оправдаются.
"Конечно, Европа надеется на Байдена, потому что закончится торговая война, противостояние единой Европы, которую сейчас де-факто возглавляет президент Франции Эммануэль Макрон, потому как Ангела Меркель уже уходит на пенсию. Мы понимаем, что у Трампа с Макроном в личном смысле уже испорчены отношения. Они регулярно экономически нападают друг на друга. Байден эти торговые войны прекратит, поэтому европейскому истеблишменту выгоднее вести дела с Байденом. <...> Но для стран Балтии по большому счету ничего не поменяется", – говорит Дудаков.
Латвийским властям не симпатичен республиканец Трамп, считает экс-министр экономики, депутат Сейма Вячеслав Домбровский. Куда большую благосклонность истеблишмент проявляет к Джо Байдену.
"Я могу без сомнения и оглядки сказать, что латвийские власти симпатизируют Джо Байдену", – отметил политик.
Республиканец – друг Латвии, если …
Есть мнение о том, что латвийским властям в принципе сложнее сотрудничать с представителями Республиканской партии, однако так было не всегда. Причины, по которым президент-республиканец не симпатичен латвийским властям, раскрывает доктор политических наук Андрей Бердников. Он считает, что дело в не партии, а в риторике самого политика. Если условный республиканец придает большое значение "угрозы с востока" – значит это "наш" человек.
"Это зависит от президента. Почему-то с республиканской стороны редко выдвигается такой президент, который был бы во всех отношениях симпатичен латвийским политикам. Здесь играет роль личность", – говорит политолог.
По его словам, Джон Маккейн – кандидат в президенты США от республиканцев на выборах 2008 года – вызывал у латвийской власти одобрение из-за антироссийской риторики.
"Мы можем вспомнить яркий пример – это Маккейн, который был республиканцем, и однозначно симпатии латвийского истеблишмента были на его стороне. Просто он один из немногих республиканцев за последнее время, который выступал с позицией, что Америке нужно вмешиваться в восточноевропейское и постсоветское пространство", – разъясняет политолог.
В свою очередь Байден уже успел заявить, что считает Россию главной "угрозой" для США, поэтому вопрос солидарности мнений насчет общего врага отпал сам собой. Но вопрос, насколько этого фактора будет достаточно для продуктивного сотрудничества между Латвией и США, остается открытым.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.