Долгосрочный стратегический прогноз, подготовленный экспертной группой по заказу Брюсселя, обещает европейцам трудные времена. Шоковый рост цен на продукты питания и воду, многочисленные беженцы у границ, множественные вооруженные конфликты из-за нехватки ресурсов.
Определяя приоритеты во внешней политике, Евросоюз намерен исходить из того, что ситуация с продуктами питания и питьевой водой в ближайшие десятилетия будет ухудшаться, создавая давление на геополитическую ситуацию, вынуждая массы людей мигрировать из подвергающихся засухам земель и провоцируя вооруженные конфликты из-за дефицита ресурсов.
Роль новых экономических лидеров, стран с большой территорией и населением, то есть Китая, Индии, России, Индонезии и Бразилии, будет расти из года в год, что делает развитие сотрудничества с ними неизбежным и единственно возможным решением будущих проблем Евросоюза.
Куда уходят деньги: как Евросоюз променял страны Прибалтики на "восточных партнеров" >>>
Опубликованный Брюсселем Стратегический прогноз Евросоюза, как выразился по этому поводу комиссар альянса по делам межинституциональных отношений и прогнозированию Марош Шефчович, это не предвидение, навеянное "разглядыванием хрустального шара".
Цель этого, прямо скажем, жутковатого документа состоит в попытке определить перспективы способностей Евросоюза активно действовать в ближайшие десятилетия и предоставить "контекст для возможных ответных мер политики".
Думать о выживании, а не о "глобальном лидерстве"
Авторы исследования, опираясь на оценки динамики изменений, вызванных быстрым потеплением климата, ожидают, что дефицит воды, конфликты и миграция в ближайшие десятилетия будут нарастать. "Давление на водные ресурсы и продовольственную безопасность будет продолжать расти", – говорится в представленной Еврокомиссией работе.
Нехватка воды подчеркнута как проблема, которая станет ключевой не только для жарких стран у южных границ альянса, но окажется "особенно проблематичной и в южных районах Евросоюза, потенциально усугубляющая конфликты и провоцирующая миграцию населения".
Нехватка воды вызовет дефицит продовольствия и, как следствие, "ценовые шоки" и столкновения, вызванные растущей конкуренцией за воду и плодородные земли, поскольку почти половина импортируемой сейчас альянсом сельскохозяйственной продукции может быть потеряна к 2050 году из-за "уязвимости стран производителей к засухам".
Стратегический прогноз Брюсселя повествует не только о возможных последствиях потепления климата, он перечисляет ключевые тренды предстоящих перемен, примеряя к ним возможности, планы и предполагаемую свободу действий Евросоюза, а также дает рекомендации.
Авторы исследования обрисовывают ключевые направления развития альянса, включая сокращение парниковых газов, широкое применение цифровых технологий, гиперсоединения, технологическую трансформацию и многое другое из числа тех современных факторов развития, которые призваны "укрепить открытую стратегическую автономию и глобальное лидерство" альянса.
Амбициозные цели и задуманные перемены, несомненно, впечатляют и должны бы воодушевлять европейцев. Но описанные в представленном общественности документе грядущие беды (вероятнее всего, преуменьшенные и смягченные), несущие глобальные геополитические перемены, несовместимы с "воздушными замками" Брюсселя.
Складывается впечатление, что Евросоюзу через пару десятков лет будет совершенно не до научно-технического прогресса. Его главной задачей будет выжить, не потеряв значительную часть населения из-за голода и нехватки воды, и отбиться от беженцев, что побегут из своих погибающих стран в пока еще благополучную Европу.
Апокалиптические прогнозы, основанные, прежде всего, на оценках темпов истощения запасов пресной воды в разных регионах мира, по идее, не оставляют места для мечтаний о "глобальном лидерстве".
Полное обновление списка мировых экономических лидеров
Аналогичные прогнозы ООН тоже оптимистическим не назовешь, они перекликаются с тревожными ожиданиями Евросоюза, но организация по определению не ставит себе целью достижение какого-либо превосходства.
Брюссель, предполагая скорые глобальные трагические перемены и оценивая свои возможности, исходит почему-то из того, что останется чем-то вроде "скалы Гибралтара" в бушующем море нестабильности, конфликтов и массовых миграций.
На Евросоюз лучше не рассчитывать: что Прибалтике делать с мигрантами >>>
Отношения с мировыми державами, то есть, прежде всего, соседней Россией и Китаем, также рассматриваются как отношения с опасными стратегическими конкурентами, "системными противниками" без какой-либо увязки с общими бедами, трагическими переменами, о которых сам же Брюссель и предупреждает в части описания последствий потепления климата.
"Ближайшие десятилетия будут отмечены растущим перераспределением мировой власти с ее геоэкономическим центром тяжести, смещенным на восток", – указывают авторы прогноза, не сообщая этим "откровением" ничего революционного нового.
Еще до наступления 2050 года, на который они ориентируются, экономический вес новой "семерки": Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Мексика, Россия, Турция, – существенно превысит вес нынешних лидеров во главе с США, имеющих сейчас примерно 40-процентную долю мирового валового внутреннего продукта, но с каждым годом теряющих свое превосходство.
Китай еще до конца этого десятилетия станет крупнейшей экономикой, а Индия, возможно, превзойдет Евросоюз в следующие два десятка лет, хотя качество жизни их граждан, говорится в прогнозе Еврокомиссии, по-прежнему будет ниже, чем у жителей стран Запада.
Казалось бы здесь и находится ответ на вопросы о том, как Евросоюз может разрешить в будущем (без помощи армии, которой у него нет) предсказанные проблемы с сельхозпродукцией, плодородными землями и нехваткой ресурсов. Но, сказав "А", Брюссель не произнес "Б".
Задача авторов стратегического прогноза и не состояла в том, чтобы оценить "стрессоустойчивость" Евросоюза, то, как он будет меняться и на что станет готов под давлением близких к катастрофе обстоятельств, вызванных глобальным потеплением, резким сокращением возможности импорта продуктов питания, сырья для промышленности и иных ресурсов.
Но постараться избежать банальностей и штампов, хотя бы задать направление размышлений о возможных переменах во внешнеполитических предпочтениях они вполне могли бы.
Сколько продержится "европейская идея" под ударами кризиса
Масштабное сотрудничество с бывшими "системными противниками" для преодоления последствий общей беды кажется неизбежным. Политические вкусы, симпатии или, наоборот, антипатии по отношению к тем или иным лидерам и столицам будут играть все меньшую роль.
Главным определяющим фактором станет наличие у данной конкретной страны достаточных ресурсов и ее готовность ими поделиться. А ценность государств с обширной территорией и обилием плодородных почв, но с относительно небольшой численностью населения (речь, естественно, идет о России), возрастет многократно.
Желающих сотрудничать, дружить и инвестировать европейцев окажется более чем достаточно. К тому же, по мнению ученых, глобальное потепление сделает пригодными для сельскохозяйственного использования огромные территории в Сибири, сейчас практически бесплотные из-за вечной мерзлоты.
Очевидно, что не только внешнеполитические ориентиры, но и европейские ценности, приверженность демократическим принципам, как минимум, претерпят изменения под давлением внешних угроз и в условиях дефицита продовольствия, то есть взлета цен на продукты до уровней, недоступных наименее обеспеченным группам населения. И наименее состоятельным государствам Евросоюза, к числу которых относятся все восточноевропейские страны, включая и прибалтийские республики.
Что обязательно вызовет кризисы, волнения, демонстрации, а то и бунты. А угроза вторжения многотысячных если не миллионных толп бегущих от голода и войн жителей Африки и Азии заставит европейцев позабыть о гуманизме и человеколюбии.
Уже сейчас, в значительно менее сложных, чем описываемые в стратегическом прогнозе Еврокомиссии, условиях и при незначительном количестве нелегальных иммигрантов Польша и страны Балтии используют силу, чтобы не допустить бегущих от невзгод и за лучшей жизнью людей на свою территорию и строят заборы, вызывающие сомнения у правозащитников на предмет их соответствия требованиям Всеобщей декларации прав человека ООН и дополнительного Протокола 1961 года к Конвенции о статусе беженцев от 1951 года.
Остается лишь представить себе, в какой момент глобального кризиса европейские пограничники от безысходности и страха откроют огонь по толпам голодных, агрессивных беженцев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.