Венецианская комиссия может и не признать дискриминацию русского языка в Латвии

© РИА Новости

Тема: Русские Латвии

Решение Венецианской комиссии может повлиять на поправки к законам об образовании, ущемляющие права нацменьшинств, поэтому их принимают в такой спешке, считает экс-депутат Сейма Юрий Соколовский.

Поправки к законам об образовании, которые ущемляют права нацменьшинств, в частности, русскоязычного населения Латвии, находятся на рассмотрении Венецианской комиссии. Латвийский юрист, депутат Сейма Латвии с 1998 по 2010 год Юрий Соколовский рассказал Baltnews, как ее решение может повлиять на политику в государстве.

По его словам, Венецианская комиссия занималась делом о положении украинского языка на Украине. Там принимают схожие с Латвией законы, которые направлены на вытеснение языков нацменьшинств из сферы образования.

"Венецианская комиссия – орган Совета Европы, который состоит из достаточно уважаемых юристов стран, в основном глав Конституционных судов или их бывших участников. Примерно аналогичные законы были приняты на Украине, буквально полтора года назад Комиссия сделала анализ проекта поправок к закону об образовании на Украине. И были крайне критичны по отношению к такому резкому сворачиванию возможности получить образование на языках нацменьшинств. Там фигурировал не только русский, но и венгерский язык, на котором осуществлялось образование", – пояснил юрист.

Вслед за Украиной языковые ограничения в сфере образования вводят и в Латвии. Тем не менее латвийские политики опасаются вердикта Венецианской комиссии о правомерности принятых решений, и этим обусловлена та скорость, с которой сейчас принимают законы.

"Видимо, латвийское правительство и Сейм очень спешат. И Конституционный суд спешит быстрее с рассмотрением иска (от членов партии "Согласие" – прим. Baltnews) по поводу частных учебных заведений и возможности преподавать там на русском языке, чтобы это решение принять до того, как Венецианская комиссия вынесет свой вердикт. Потому что, если будет все по-честному, и будет принято такое же решение, которое было принято по Украине, то оно будет очень критично по отношению к уже принятым поправкам к закону об образовании и к поправкам, которые касаются языка к детским садикам", – пояснил Соколовоский.

Юрист отметил, что в деле по Украине особенно раскритиковали положение о дискриминации языков, в том числе русского, потому что ради исключения преподавать на языках Евросоюза в украинских учебных заведениях было разрешено.

"Там было сказано, что никакого юридического обоснования для такого рода дискриминации просто не существует. Дело в том, что тогда была ситуация, что очень сильно возмущалась Венгрия, которая являлась членом ЕС и, собственно, по ее инициативе этот анализ был сделан. Они озаботились правами нацменьшинств, теми, кто получает образование на венгерском языке в Украине, и получается, что тогда они попытались каким-то образом задобрить: на языках ЕС можно, и на венгерском можно. Но юристы Венецианской комиссии сказали, что никаких правовых оснований для этого нет", – пояснил он.

Соколовский указал, что решение Венецианской комиссии, к сожалению, не является чем-то обязательным и носит больше рекомендательный характер. Тем не менее этот орган достаточно компетентный.

"К его мнению прислушиваются и в Евросоюзе, и в Совете Европы. Они туда обращаются за экспертизами, когда им нужно", – подчеркнул он.

Напомним, что в феврале в Риге побывала делегация Венецианской комиссии Совета Европы, которая должна вынести свое экспертное заключение в отношении латвийского закона от 2018 года о полном переводе школ нацменьшинств на латышский язык обучения.

Ранее, в декабре 2019 года в комитете Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по равенству и недискриминации прошли слушания по докладу о сохранении лингвистического, культурного и этнического разнообразия в Европе. Об этом сообщил депутат от партии "Согласие" Борис Цилевич. По его словам, именно комитет ПАСЕ принял решение пригласить Венецианскую комиссию оценить необходимость существования билингвального образования в школах и его эффективность.