В четверг 14 мая Сейм Латвии утвердил поправки к "Закону об образовании" и к "Закону о всеобщем образовании", которые были предложены представителями Нацблока. Теперь все муниципальные детские сады, включая дошкольные учреждения нацменьшинств, должны организовать у себя программы обучения детей на латышском языке.
Утверждение поправок имеет правовую основу, так как согласно преамбуле Конституции, Латвия является гарантом существования и развития латышской нации, ее языка и культуры. Все решения, которые ущемляют права нацменьшинств, принимаются со ссылкой на это положение в преамбуле. Об этом Baltnews рассказал латвийский юрист, депутат Сейма с 1998 по 2010 год Юрий Соколовский.
"Несколько лет назад у нас была принята преамбула к конституции, и автором этой преамбулы был нынешний президент Эгилс Левитс. Преамбула – это некий краеугольный камень, который обосновывает, зачем нужно государство. Эту преамбулу не может изменить ни народ на референдуме, ни избранные депутаты. Это была идея президента, которую включили в Конституцию. Этот краеугольный камень говорит о том, что Латвия является государством, целью которого является сохранение латышей, латышской культуры и латышского языка. То есть это главная цель существования латвийского государства, и все остальные цели должны быть подчинены этой главной цели, записанной в преамбуле", – пояснил Соколовский.
По его словам, преамбулу провели как некую декларативную запись. Но она возымела юридическую силу, и это оказалось очень серьезной проблемой – например, когда защитники нацменьшинств обращаются в Конституционный суд.
"Когда Конституционный суд Латвии решал вопрос поправок к закону об образовании, который переводит все школы нацменьшинств на латышский язык обучения, он при принятии решения опирался на эту преамбулу к Конституции. Вокруг этой печи все и танцуют. Если государство существует ради сохранения языка и культуры, соответственно, в этом государстве не место системе образования на языках нацменьшинств, потому что это противоречит преамбуле Конституции. Вот такая схема существует, и она как асфальтный каток. Оно едет и раздавливает то, чтобы было создано много десятков лет назад и хорошо функционировало, давало какой-то результат", – пояснил юрист.
После принятия поправок к закону об образовании только на латышском языке в школах и вузах пришел черед и дошкольных учреждений. Несмотря на то, что новый закон противоречит ряду международных деклараций, которые ратифицировала Латвия, политики продолжают действовать в том же направлении.
"Каток доехал и до детских садиков. Безусловно, это противоречит конвенции по правам защиты нацменьшинств и многим другим документам, которые Латвия подписала. Но, к сожалению, на это не так часто обращают внимание. Международные эксперты, может быть, и обращают, но те, кто видит проблему, у них нет мускулов для того, чтобы каким-то образом поставить на место латвийское правительство и Сейм, который сейчас принимает такие вещи, а другие, к сожалению, просто не замечают этой проблемы", – подчеркнул эксперт.
Реакция партии "Согласие"
Принятые накануне поправки к закону об образовании направлены на то, чтобы лишить русскоязычных детей мест в детских садах, потому что латышскому языку в дошкольных учреждениях учили и без закона.
Кандидат в мэри Риги от партии "Согласие" Константин Чекушин так охарактеризовал ситуацию:
"Сейм принял в окончательном чтении закон, в котором пытаются избавиться от садов для национальных меньшинств. "С 2021 года все муниципальные детские сады должны обеспечивать обучение на латышском языке" гласит заголовок портала Delfi. Но мы все прекрасно знаем, что латышскому детей учили во всех садах для нацменьшинств. Не в языке тут дело. Просто если у русских деток отобрать места, то для латышских деток их станет больше. Вот такая простая логика. Поэтому вначале, надо обеспечить потребность латышских, а остатки уже можно распределить среди остальных. <...> Чтобы было понятнее. Отнимать все еще есть что. Следующий законопроект будет такой – заставят в каждой муниципальной школе обеспечить обучение по латышским программам. Если в детских садах так можно, то почему школы должны отличаться? А вы, директора, крутитесь и вертитесь как хотите".