Высказывания президента Латвии Эгилса Левитса красноречиво свидетельствует о том, какие у него культурные ценности – и они вовсе не европейские. Такую мысль на своей странице в Фейсбуке озвучил лидер партии "Согласие", депутат Сейма Янис Урбанович.
Ранее президент Латвии Эгилс Левитс призвал отказаться от требования знания русского языка при трудоустройстве. Об этом он сказал в пятницу, 8 октября, выступая на конференции "Язык – это глагол. Государственный язык XXI века".
"Спустя 30 лет после восстановления независимости знание русского языка по-прежнему чрезмерно востребовано на рынке труда. Люди, которые хотят найти работу, вряд ли будут жаловаться и обращаться в суд. Эту проблему должно решить государство. И государство не должно быть трусливым", – заявил глава государства.
По его словам, латышский язык является единственным государственным в Латвии и общим для всех ее граждан независимо от национальности.
"Для того, чтобы принимать демократические решения и сотрудничать, необходим общий язык, значение госязыка – основа сплоченного общества", – сказал он. Президент считает, что русский язык в Латвии – такой же иностранный, как и любой другой.
Урбанович заметил, что президент с умыслом или без такового высказывает определенное отношение к говорящим на этом языке.
"На "иностранном" языке говорят чужие. Эгилс Левитс имеет обыкновение с большим пафосом говорить о "ценностях культурного пространства Европы", но в своей риторике демонстрирует игнорирование этих ценностей".
Политик напомнил, что "в Европе принято с уважением относиться ко всем языкам, на которых говорят граждане этих государств". "К этим гражданам принято по возможности обращаться на их родном языке. Подчеркивается, что они – часть Европы, даже если их язык не является официальным языком ЕС", – добавил он.
Депутат указал на очевидно кризисную ситуацию в сфере здравоохранения, о которой, по его мнению, следовало бы позаботиться в первую очередь. При этом повестка Левитса, считает лидер "Согласия", "поражает своей оторванностью от реальной жизни и угрожающей катастрофы".
"Сегодня в латвийских больницах сотни врачей и медсестер борются за жизни людей. Мы смотрим на них с глубочайшим уважением, надеемся, что они удержат линию фронта. И очень многие из них, усталыми вернувшись домой, будут разговаривать со своими близкими на "иностранном" языке. Но все они – наши", – подчеркнул Урбанович.
Напомним, что в Латвии проживают чуть более 1,9 млн человек, для почти 40% жителей русский язык является родным или языком общения в семье. Единственным государственным языком в республике является латышский, а русский и все другие языки считаются иностранными. В Латвии государство взяло курс на максимальное вытеснение русского из общественной и образовательной сферы. Эгилс Левитс настойчиво продвигает тему борьбы с русским языком даже сейчас, когда государство находится под двойным ударом новой вспышки пандемии Covid-19 и социального кризиса, связанного с ростом цен на энергоресурсы. Для него тема борьбы с русским языком является излюбленным "коньком".
Согласно утвержденным ранее поправкам к законодательству об образовании, с 2021 года все обучение в средних школах нацменьшинств Латвии проходит на латышском языке. В основных же школах нацменьшинств на латышском преподают 80% предметов, а в начальных – 50%. Постепенный переход к этой пропорции уже начался. Также, согласно правилам кабинета министров, с 1 сентября прошлого года латышский стал основным во всех учреждениях дошкольного образования, что существенно сократило возможности русских детей получать образование на своем родном языке.
Однако многие родители, а также ряд политиков не согласились с новым регулированием и решили бороться против ущемления их прав в судах. Европейский суд по правам человека рассматривает иск родителей против последних языковых ограничений в детских садах, в публичных школах и частных школах. Решение ожидается в начале 2022 года.