Оператор газопровода "Северный поток–2" Nord Stream 2 AG намерен стать независимым оператором газотранспортной системы (ГТС). Соответствующую заявку на проведение сертификации компания подала по запросу немецкого регулятора, сообщает ИА "Прайм".
Это решение позволит обойти одно из ограничений газовой директивы Евросоюза. В компании, правда, указали, что на принципиальную позицию по поводу директивы это не повлияет и они продолжат свои судебные и арбитражные разбирательства в отношении утвержденных ранее поправок.
"На основании запроса Федерального сетевого агентства Германии (Bundesnetzagentur – BNetzA) компания Nord Stream 2 AG 11 июня 2021 года подала заявку на проведение в предупредительном порядке сертификации в качестве независимого оператора транспортной системы в соответствии с разделами 4b, 10 и далее Закона об энергетической промышленности Германии (EnWG)", – говорится в сообщении компании.
Nord Stream 2 AG обращает внимание на то, что соответствующая заявка не вносит каких-либо коррективов и не имеет никакого влияния на правовую позицию компании Nord Stream 2 AG в отношении измененной Газовой директивы или целей, которых она продолжает твердо придерживаться в судах.
Что за споры и суды?
В мае 2020 года Федеральное сетевое агентство Германии отказало Nord Stream 2 AG в освобождении "Северного потока–2" от требований обновленной газовой директивы ЕС. Согласно решению регулятора, газопровод не успели достроить к 23 мая 2019 года, в итоге он подпадает под вступившие в силу поправки с нормами третьего энергопакета Евросоюза – причем как сухопутные, так и морские участки газопровода.
Таким образом, теперь половину мощности трубы должны будут оставить независимым компаниям – это труднореализуемо, поскольку требует изменения российского законодательства, по которому сейчас экспорт трубопроводного газа разрешен только "Газпрому". Оператором газопровода будет не Nord Stream 2 AG, а компания, отдельная от "Газпрома".
У Германии будет право ограничивать действия директивы по согласованию с Еврокомиссией. Таким образом, может случиться так, что при проектной мощности в 55 млрд кубометров в год будет использоваться только 50%.
Директива требует, чтобы входящий на территорию Евросоюза трубопровод либо заполнял частично альтернативный поставщик, либо его часть, пролегающая по территории союза, принадлежала третьей компании. В свою очередь Nord Stream 2 AG подала иск в суд Дюссельдорфа на это решение. Аналогичный иск об отмене поправок Газовой директивы – в Суде справедливости ЕС. Продолжается и арбитражное разбирательство, касающееся нарушений Договора к Энергетической хартии со стороны ЕС ввиду изменений к Газовой директиве.
В апреле 2021 года Минэнерго РФ сообщило, что продолжает переговоры с Еврокомиссией по нивелированию негативного влияния поправок к газовой директиве ЕС на проект "Северный поток–2".
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков в беседе с Baltnews отметил, что у проекта есть шансы получить исключение из действия третьего энергопакета – этой газовой директивы, потому что ее применение нецелесообразно.
"Европейцы распространили эту газовую директиву на морскую часть газопровода, и она начинает действовать там, где начинается граница ЕС. А она находится в 12 морских милях от берега Германии. То есть там, где-то на дне Балтийского моря, начинается Европа, и, получается, в этой точке в трубу должны входить какие-то альтернативные поставщики, кроме "Газпрома", – рассказал Юшков.
По его мнению, распространение газовой директивы на морскую часть "Северного потока–2" де-факто являлось санкциями для того, чтобы девальвировать инвестиции, сделанные в проект пятью западными компаниями.
"Эти западные компании дали 4,5 млрд евро на реализацию данного проекта. Поэтому цель распространения этой газовой директивы – чтобы эти компании сами добровольно бросили проект и ушли, а "Газпром" был вынужден отказаться от его строительства. То есть компании должно было напугать, что они за свои деньги получат не 55 млрд кубов транзита возможной прокачки газа, а только 25", – заключил Юшков.