– Профессор Розенвалдс, скажите, пожалуйста, ожидали ли Вы подобный итог выборов в Сейм, либо же он оказался для Вас сюрпризом?
– В некотором роде для меня это был сюрприз, хотя хочу сказать, что эти итоги в какой-то мере отображают и наш электорат, который зачастую поступает вопреки традиционной логике. Когда в стране был глубокий кризис, избиратели в 2010 году проголосовали за тех, кто был у власти, что обычно в других странах не происходит. В то же время теперь, когда мы живем в условиях относительной стабильности, люди выбирают новые силы.
Правда, что интересно, три партии правящей коалиции заняли три последних места и потеряли голоса. Однако и новым партиям не хватает голосов для создания дееспособного правительства. Так что получается, что ныне правящим показана не "красная", а всего лишь "желтая карточка" – избиратели не выгнали их из парламента, а вынесли предупреждение.
Все это складывается в своеобразную ситуацию, когда партиям придется договариваться, так как других вариантов у них просто нет, что вносит элемент неопределенности в то, как будут складываться эти переговоры. Ведь за время предвыборной кампании кандидаты столько нелицеприятных слов наговорили друг о друге, и мне кажется, что латвийский избиратель может и не понять, как это – тут жестко критиковали, а сейчас сидят за одним столом.
– Вследствие этого, говоря о будущем правительстве, у каких партий имеются реальные шансы в нем оказаться?
– Наиболее реальным я вижу один вариант, который для избирателей может оказаться самым противоречивым, когда в правительстве окажутся три ныне правящих политических силы и две новых – Новая консервативная партия (НКП) и "Для развития/За!", а "Согласие" и KPV LV, занявшие первое и второе места, будут в оппозиции.
Однако, смотря на эти пять партий, я прогнозирую очень долгие и трудные переговоры.
То есть процесс формирования нового правительства займет очень много времени, и я не исключаю, что с Новым годом Латвию будет поздравлять нынешний премьер-министр Марис Кучинскис.
Кроме того, я прогнозирую и большие сложности в работе правительства, в принятии каких-то последовательных политических решений. Потому что, изучая программы партий, я вижу там совершенно разные приоритеты. "Для развития/За!" прямо выступает за федеральную Европу, тогда как Национальное объединение к этой идее относится, мягко говоря, очень настороженно. Или возьмем, к примеру, позицию "Для развития/За!" о регистрации партнерских отношений, тогда как у Новой консервативной партии и у того же Нацблока в этом вопросе доминируют ярко выраженные консервативные установки.
Так что как они смогут сработаться вместе – это большой вопрос, ведь коалиционные партнеры будут очень разные. Однако я вижу и хорошую новость в том, что социально-экономическая модель и внешнеполитическая ориентация Латвии не поменяются. Правда, я думаю, что они не поменялись бы при любом раскладе, независимо от того, какие партии сформировали правительство, в том числе и "Согласие". Ведь многие обвинения, которые правящие партии выдвигают "Согласию", несправедливы, и политики это прекрасно знают, а просто используют, чтобы оттеснить от власти сильного конкурента.
– В таком случае как вы думаете, могут ли быть досрочные выборы, если названные вами партии все же не смогут сформировать правительство?
– Здесь многое будет зависеть от президента, пойдет ли он на такой шаг или нет, ведь это все же исключительный случай. Да, у нас в истории был уже роспуск Сейма, но не по такому поводу. Из-за того, что партии не смогли сформировать правительство, парламент у нас еще не распускали. Конечно, в нынешней ситуации такой вариант исключать нельзя, все же противоречия между партиями сильные.
Но хочу отметить, что наши политики показывали невероятную способность договариваться, тем более что всем хочется оказаться у власти.
Кроме этого, если эти пять партий все же сумеют договориться, то у нас будет сформировано стабильное парламентское большинство в 61 мандат. То есть правительству не придется все время дрожать и считать, все ли коалиционные депутаты есть в зале и можно ли ставить вопрос на голосование.
Однако если бы у них в сумме было бы чуть более 50 мандатов, то тогда да, думаю, что давление на президента распустить Сейм было бы сильным. Но пока переговоры только начинаются и вопрос о досрочных выборах не актуален, надо немного подождать.
Однако если же партии не смогут договориться, то тогда получится патовая ситуация – с "Согласием" идти в коалицию никто не хочет, а без него не могут, и, кроме как досрочных выборов, другого выхода не будет.
– Если все же правительство окажется сформировано, как Вы считаете, какой будет оппозиция, смогут ли "Согласие" и KPV LV работать вместе и противостоять правящим?
– То, что "Согласие" будет организованной оппозицией, это понятно. Партия хорошо себя чувствует в этой нише и продолжит там находиться. В то же время очень интересный вопрос, как поведет себя в оппозиции KPV LV. Вообще насколько стабильным окажется KPV LV, пока не совсем ясно. Такие популистские течения, когда люди оказываются вместе лишь на отрицании чего-то, а после прохождения в парламент выясняется, что у прошедших депутатов очень разные взгляды, редко бывают долговечны.
В Латвии было много подобных партий. Достаточно вспомнить [демократическую партию] "Саймниекс", партию Зигериста ("Народное движение Латвия" – прим. Baltnews.lv) или недавние случаи наспех собранных команд – партию [реформ] Затлерса и "От сердца – Латвии". Все они проходили в Сейм, но к концу полномочий распадались, и не исключено, что KPV LV может пойти подобным путем.
Однако если партия сумеет сохранить свое единство, то у нас действительно может быть сильная оппозиция. Причем оппозиция, которая, судя по высказываниям господина Гобземса, не видит никаких проблем в том, чтобы действовать вместе с "Согласием".
В таком случае у нас будет раздробленная правящая коалиция и монолитная оппозиция, что опять же не пойдет на пользу правительству, учитывая, что у оппозиции будет довольно много голосов. Причем если мы говорим о "Согласии", то это будет опытная оппозиция, которая может серьезно потрепать нервы членам Кабинета министров.