На Новый год, как известно, принято делать подарки. Рижанин Евграф Васильевич Чешихин 150 лет назад действовал на Новый год с размахом – он сделал подарок всем русским рижанам. 1 января 1869 года вышел первый номер русской газеты "Рижский вестник".
Внимание читателей сразу же привлекло пожелание редактора газеты Евграфа Чешихина "чтобы русское население в крае жило здесь не на чужбине".
Почему же русскому населению Лифляндской губернии Российской империи нужна была поддержка? Парадокс, русское население в то время не имело в Риге равных прав с рижскими немцами. Да, Российская империя была воистину необычным государством! Можно ли представить себе англичанина, который имел бы в завоеванных землях меньше прав, чем живший на этих землях индус или африканец? Или такую ситуацию: в Австро-Венгрии житель Вены переселился, к примеру, из столицы империи в Прагу, и местные власти ему объяснили, мол, вы теперь ограничены в правах?
А население Риги в то время разделялось на бюргеров (граждан Риги) – преимущественно немцев – и небюргеров (неграждан города) – преимущественно русских и латышей. Русскому населению предстояла борьба за равноправие, и издатель и редактор газеты "Рижский вестник" хотел сделать свое детище орудием в этой борьбе.
Как уже говорилось, русская пресса имеет в Риге очень большую историю и богатые традиции. Еще в 1816 году – более 200 лет назад – в городе начало выходить "Российское еженедельное издание в Риге". Деньги на издание еженедельной газеты дал основатель первого крупного металлургического предприятия в городе Федот Грязнов. Фабрикант и купец Грязнов даже не мечтал, что когда-либо станет получать доход от своего вложения. Ведь в первом же номере газеты сообщалось, что вся прибыль пойдет на помощь русской школе, здание которой сгорело во время Отечественной войны 1812 года.
Увы, еженедельник быстро столкнулся с очень большими проблемами. Русских в городе в то время было немного, не все умели читать, газета стоила дорого и не всем была по карману. В результате, убыточность от издания оказалась столь велика, что "Российское еженедельное издание в Риге" пришлось закрыть.
Следующая попытка издания газеты на русском языке произошла в 1859 году – 3 января 1859 года вышел первый номер рижской газеты "Остзейский вестник". Увы, ситуация повторилась: издание оказалось нерентабельным и вскоре закрылось.
Редактор и издатель "Рижского вестника" Евграф Васильевич Чешихин учел уроки прошлого. Человек большого обаяния и сильной воли (еще в 14 лет, оставшись один в Динабурге, когда его родители вынуждены были уехать из города, продолжил учебу в гимназии, зарабатывая себе на жизнь частными уроками), он сумел в 1868 году собрать на газету несколько тысяч рублей.
По именам спонсоров можно было бы составить список известных русских рижских коммерсантов того времени: сто рублей пожертвовали братья Камарины, сто рублей – купец И. М. Мухин, 50 рублей – коммерсант П. С. Попов… А крупнейший спонсор – Е. Я. Осипов – за несколько лет вложил в газету почти четыре тысячи рублей (за такую сумму тогда можно было купить несколько домов на окраине города). В общем, нельзя сказать, что русское купечество поскупилось.
И тем не менее положение русской газеты довольно быстро стало критическим. Дело в том, что доходы от продажи тиража "Рижского вестника" составили лишь около трети от расходов. А требовалось на издание более десяти тысяч рублей в год. Уже в 1871 году "Рижский вестник" оказался на грани закрытия.
И тут русские рижане обратились за помощью к своим соотечественникам, жившим за пределами Лифляндии. На призыв о помощи откликнулись известные русские интеллигенты и предприниматели: П. Третьяков, Ф. Самарин, И. Аксаков, И. Гучков… Было собрано столько денег, сколько требовалось, чтобы спасти "Рижский вестник" от немедленного закрытия. Нельзя сказать, что все проблемы были сразу решены: в 1874 году долги все равно достигли десяти тысяч рублей. Но количество читателей, рекламодателей постепенно росло, доходы увеличивались. Газета выходила почти полвека и лишь великие потрясения, вызванные Первой мировой войной и революцией, в 1917 году прервали ее издание.
Почему же "Рижскому вестнику" в отличие от своих предшественников удалось удержаться на рынке печатных изданий?
Думается, объяснение можно найти в книге памяти Е. В. Чешихина, которую редакция "Рижского вестника" издала в 1913 году. В книге констатировалось, что газета заговорила "громко о том, о чем в то время было принято говорить шепотом: о нуждах русского населения края, о мерах по удовлетворению их, о эсто-латышском крестьянском вопросе".
Сопоставим. Издаваемое редактором-немцем "Российское еженедельное издание в Риге" ограничивалось информированием, публикацией, прежде всего, официальной информации. "Остзейский вестник" предполагал публиковать переводные статьи, стихотворения, познавательные публицистические очерки, заниматься пропагандой антиалкогольного движения. "Рижский вестник" же выполнял важнейшую общественную функцию. В первую очередь. Поэтому газета была нужна русским, и русские ее не бросили в беде.
Конечно, важную роль сыграл и твердый характер Евграфа Чешихина, который не отступился от своего детища даже тогда, когда на службе ему пригрозили увольнением. Такой вот парадокс: занимавший патриотическую позицию русский чиновник в Риге в то время мог столкнуться с неприятностями. Того же Чешихина лишили казенной квартиры в наказание за издание газеты. Что не заставило его отказаться от выпуска "Рижского вестника".
И, наконец, стоит отметить роль русских бизнесменов, которые заботились не только о зарабатывании денег лично для себя, но и о решении общественных проблем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.