На неделе русская община Латвии и ее наиболее симпатичная лично мне часть решала сложную моральную проблему – идти или не идти на митинг "Согласия" в поддержку рижского мэра Нила Ушакова. Моральные проблемы выходят у нас на передний план не так часто, поэтому интересно было понаблюдать за разбросом мнений и аргументацией.
Вадим Радионов: "Интересно, а сколько людей придет на митинг "Согласия" в поддержку мэра Риги (там еще ряд требований, но суть ясна), и насколько целесообразно сейчас проводить такую акцию? Сегодня в соцсетях увидел рекламу, да и ряд депутатов РД (Рижская дума – прим. Baltnews) украсили свои аватарки призывами "прийти и поддержать". Мне кажется, что такие акции имеют смысл только в том случае, если они собирают тысячи людей. Условные 300-400 человек под окнами думы, да даже пара тысяч – это несерьезно".
Илья Козырев: "Радио Балтком волнуется.
Пятитысячный митинг за русские школы 15 сентября они не заметили. Теперь не знают, стоит ли им заметить митинг за деньги Ушакова – а вдруг там будет 300-400 человек? С другой стороны – пока Ушаков – мэр, у Балткома есть деньги. Снимут Ушакова – снимут с довольствия Балтком. Так что придется заметить, сколько бы народу там ни было.
Не они такие – жизнь такая".
Наталия Скудра: "Русский Союз Латвии решил поддержать Ушакова.
Так что, выходя, мы поддержим РСЛ".
Мирослав Митрофанов: "Надо объяснять, что мы поддерживаем не Ушакова, а принципы народовластия. Или КНАБ (Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией – прим. Baltnews) предоставляет реальные доказательства воровства Ушакова, или правящие партии должны прекратить давить на Рижскую думу, заставляя депутатов поменять мэра в угоду тем же правым партиям".
Алексей Широв: "Коротко выскажусь по нашумевшему "делу Ушакова". На митинг не приду, так как буду в рутинном отъезде, поэтому, надеюсь, могу взглянуть на вещи беспристрастно.
Возможные разговоры о том, что Нил никаким боком не причастен к скандалу с Rigas Satiksme (муниципальное предприятие по общественному транспорту в Риге – прим. Baltnews), конечно, несерьезны. Хуже другое – то, что сам скандал очень заметен даже в нашем погрязшем в коррупции и беззаконии обществе, где, казалось бы, к подобному не привыкать.
Вчера говорил с самыми обычными русскими латвийцами. Их логика в том, что Нила надо защищать, – мол, везде так. Да нет, не везде. Ведь другие европейские страны закупают автобусы по нормальным ценам, да и обратили внимание на этот коррупционный эпизод, как я понял, не в Латвии, а в Польше. А результаты подобных сделок налицо – знаменитые рижские цены на парковку в городе намного выше, чем в той же Варшаве. (…)
С другой стороны, те, кто сейчас хотят потопить Нила, сами вряд ли белые и пушистые. И то, что без национальной темы не обошлось, и ежу ясно.
Нил хоть и "облатышился", но сейчас ему нужна поддержка русских. И приходится признать, что (по крайней мере, раньше) он для русских делал не так мало, и с дискриминацией боролся. Но опять же перед последними выборами настолько минимально, что заметить это можно было разве что через лупу.
Для меня важно, чтобы национальной темы в Латвии не было. Я за справедливую Латвию, благосостояние населения и отсутствие этнической вражды.
Но когда мы говорим об этом, то нельзя не признать, что "Согласие" лишено всех прав, когда коалиция их начинает топить, и именно этому пора положить конец.
Хотя я сам скорее РСЛовец (Русский союз Латвии – прим. Baltnews), но на митинг в защиту прав "Согласия" я бы, безусловно, пришел, если бы был в Риге".
Митинг должен состояться сегодня и, будь я рижанином, тоже был бы в раздумьях – идти или не идти. Те же раздумья, но явно по другим причинам, посетили ультраправых из партии "Все для Латвии": сначала они заявили о своем намерении провести контрсобрание под предлогом того, что им не нравится способ организации митинга в поддержку Ушакова (какую бы формулировку для него не придумывали), но потом отозвали свое уведомление.
"Интерпретация ситуации только в ключе этнического противостояния и нескрываемое стремление к агрессии, которое мы несколько дней читаем и видим в соцсетях со стороны сторонников Нила Ушакова, заставило нас, чувствующих ответственность перед обществом, изменить решение и выбрать другие принятые в цивилизованном обществе методы борьбы", – заявил глава партийной фракции в Рижской думе Наурис Пунтулис.
Исключительный пример здравомыслия. От слова "исключение".
Гражданскому обществу Латвии, которое сегодня должно собраться на митинг в Риге, на неделе поднесли сюрприз. Советником премьер-министра Кришьяниса Кариньша по вопросам интеграции стал бывший депутат Сейма от "Единства" Хосам Абу Мери, гражданин Латвии ливанского происхождения. Освоение еврофондов с целью реализации лозунга "Разнообразие обогащает!" обрело зримое выражение.
"Участие гражданского общества в принятии государственных решений является основой демократического общества", – заявил советник, который, будучи еще депутатом Сейма, предлагал создать парламентскую комиссию по оценке работы Рижской думы. Там, мол, введены недемократические ограничения в задавании вопросов депутатами, а также звучат подозрения в коррупции. Почему надо создавать парламентскую комиссию для того, чем должна заниматься прокуратура, этот знаток демократии не уточнил.
В Эстонии, кстати, есть аналогичный выставочный персонаж – Абдул Тюрей, депутат столичного городского собрания, недавно перешедший от социал-демократов к центристам. Наверно оба – в чем-то неплохие люди, только вот почему именно такое разнообразие обогащает (ну еще и ЛГБТ), а вот русский язык обучения – это не богатство, а угроза государственности? Вот от этого вопроса никуда не деться…
Хосам Абу Мери, кстати, будет выполнять свою работу бесплатно. Голоса о том, что денег нет, а скоро вообще не будет, звучат давно, но вот сейчас "денег нет" уже становится реальностью.
Юрий Алексеев: "Тяжелую весть принес холодный февральский ветер с моря: латвийскому государству не хватает денег на финансирование государственных каналов донесения до русского населения правильной информации на русском языке – "Радио-4" и портала LSM.TV. Похоже, придется закрыть…
А мне всегда нравились эти каналы. Почему? Потому, что там всегда работали хорошие журналисты. Хорошие потому, что – расслабленные. Я бы сам там расслабился с удовольствием на старости лет.
Прикиньте: приличный оклад со всеми налогами (то есть впереди – неплохая пенсия). И довольно слабый контроль над контентом (государство у нас – ленивое и плохо понимает по-русски).
То есть можно резвиться, как хочешь. Хочешь – запузырь часовое интервью со специалистом по мадагаскарским тараканам, плохо говорящим не только по-русски, но – вообще. И это ничего, что слушателей-читателей будет 15 человек, включая тараканов. Бюджетные гроши на карточку по-любому придут вовремя. В бюджетных СМИ хозяин "подводит итоги" раз в год под елочкой, под шампанское с раздачей подарков и премий.
Другое дело – коммерческие СМИ: там хозяин приходит в редакцию каждый день! И объявляет типа: за последние 48 часов мы потеряли 1% рейтинга! Если в течение недели не восстановите – уволю всех […]! И все поскакали восстанавливать…".
Анна Строй: "На этот раз эпопея с финансированием Латвийского Радио 4 закончилась в нашу пользу. Минфин нашел и деньги, и статью. Подробнее пока не знаю. Но вопрос о принципе финансирования общественных СМИ остается открытым. Мы будем продолжать говорить об этом".
В Туркменистане проблему "денег нет" решили радикально – прекратили финансирование Академии наук. А чо? Она уже была однажды ликвидирована в период правления бывшего президента страны Сапармурата Ниязова в 1998 году и несколько лет работала на общественных началах. И ничо… Впрочем, "на общественных началах", то есть бесплатно, – выражение еще из советской эпохи. Сейчас, наверно, нужно говорить "за свой счет". Так, например, занимаюсь своей научной работой я…
Впрочем, далеко не все готовы заниматься наукой бесплатно. Вот, например, НКО "Балтийский центр исследований России" намерена провести исследование под названием "Модель российской пропаганды". На эти цели директор центра Владимир Юшкин просит у МВД 10 000 евро. В роли руководителя проекта исследования заявлен медиаэксперт и журналист Олег Самородний. Персонажи известные. Как указано в направленном в министерство ходатайстве, российская пропаганда оказывает все большее влияние на внутреннее развитие Эстонской Республики.
А деньги откуда брать?! Впрочем, неожиданный источник появился совсем недавно: доведенная до отчаяния жительница Латвии Анда Кристкалне опубликовала в Facebook пост, в котором жалуется на то, что с нынешним семейным пособием, которое государство предоставляет на детей, невозможно содержать ребенка.
Она пишет: "Проклятое правительство – стая шакалов! Я готова отдать вам, государственным ворам, свое семейное пособие в размере 11,38, так как ребенку на него ничего невозможно купить. (…) Что это за дела, депутаты Сейма? Все ликвидировали, урезали и обворовали, раскормленные жировые мешки, вам все еще мало, депутаты. (…) Что это – 11,38 евро? Кто-нибудь помогает покупать учебные принадлежности, детскую одежду?! Тьфу… Но мне как супермаме надо все сделать за эти 11,38 евро… Ну жрите, шакалы, жрите, и чтобы вас разорвало от этих украденных у латвийского народа денег!!! Стыд и позор депутатам Сейма!!".
Воооот… Всего тысячу мамаш надо довести до отчаянья, и деньги на исследование российской пропаганды – вот они!
Заканчиваю.
Вот уже год, как с нами нет Оксаны Бекериене.
И вот уже скоро три года, как в тюрьме по дурацкому обвинению сидит Матеуш Пискорский. То, что обвинение дурацкое, стало окончательно понятно после того, как выдержку из него (в плохом переводе с польского) опубликовала Марина Клебанович. Судите сами:
"В ходе следствия установлено, что Матеуш Пискорский, занимаясь широко деятельностью, а также, используя свое общественное и политическое положение, а также контакты в политических, профессиональных и журналистских кругах в стране и за границей, влиял на группы общества в Польше и за границей.
В Польше и за границей рекламировал политические цели РФ. Пробуя формировать общественное мнение путем провокаций с антиукраинскими настроями и антипольскими настроями украинцев, стремился, к тому же, к углублению различий взглядов между поляками и украинцами и между Польшей и Украиной. Эти действия обвиняемый реализовал совместно с российскими спецслужбами, получая за это существенные материальные выгоды".
Вот про "существенные материальные выгоды" – это клише. Наемникам сложно, точнее, невозможно понять, что кто-то может делать свою работу бесплатно. Просто потому, что ее надо делать. Иначе мир остановится. Не поленитесь зайти на ленту Марины – там вся информация о том, как и чем можно помочь Матеушу.
И еще: Посольство России в Литве опубликовало комментарий официального представителя МИД России Марии Захаровой в связи с усиливающимися в Литве преследованиями по политическим мотивам:
"В Литве набирает обороты начатая в конце прошлого года кампания по преследованию неугодных политиков и общественных деятелей. На этот раз жертвой провокаций со стороны спецслужб стал глава местной общественной организации "Забытые солдаты" гражданин России Виктор Орлов. На основании подозрений в незаконном хранении огнестрельного оружия у него в квартире произведен обыск с нарушением элементарных процессуальных норм – ни понятые, ни свидетели, ни адвокат приглашены не были.
Орлов хорошо известен в Литве как активный борец с переписыванием истории Второй мировой войны, внесший большой вклад в сохранение памяти советских солдат, погибших за освобождение Литвы.
Очевидно, эта его деятельность вызывает раздражение у литовских властей. Возглавляемая Орловым организация уже упоминалась в ежегодных докладах Департамента государственной безопасности Литвы как "представляющая угрозу национальной безопасности".
Квалифицируем действия в отношении Орлова как грубую провокацию в рамках развернутой в Литве истерии. Требуем остановить полицейский произвол и преследования по политическим мотивам. Призываем профильные международные и европейские структуры не покрывать Литву по принципу "своему все с рук сойдет", а дать, наконец, объективную оценку неприемлемой ситуации с правами человека в этом государстве Евросоюза".
#FREEPISKORSKI, Юрий Мель, Альгирдас Палецкис
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.