В ХХ веке мало о какой стране можно сказать, что командующий ее вооруженными силами погиб в бою. Латвия – исключение. Ныне в центре Риги имя первого командира латышских воинских формирований Оскарcа Калпакса носит красивый бульвар, а на Эспланаде открыт памятник Калпаксу. Но все ли знают, кто он и что в жизни совершил?
Судьба играет человеком
Еще в школе крестьянский сын Оскарc Калпакс научился неплохо играть на скрипке и, как утверждается в некоторых статьях о нем, мог бы стать неплохим музыкантом. В этом случае история армии Латвии, видимо, была бы немного иной. Однако он выбрал военную карьеру. Кстати, в юнкерском училище можно было получить высшее образование бесплатно и во время учебы жить на всем готовом – для юношей из латышских крестьянских семей это был немаловажный фактор.
Оскарс Калпакс показал себя толковым офицером Российской императорской армии. О его службе красноречиво говорит такой факт: в Первую мировую войну Оскарс Калпакс был награжден несколькими боевыми орденами, в том числе орденом Святого Георгия. За проявленную храбрость офицер Калпакс удостоился Георгиевского оружия. Начав войну в звании поручика, он закончил ее подполковником. Воевал против войск Австро-Венгрии, Германии.
Судьба играет человеком: Оскарс Калпакс просил направить его воевать в ряды латышских стрелков, но ему было в этом отказано. Можно лишь гадать, как сложилась бы судьба этого офицера, если бы командование пошло ему навстречу.
Еще один вопрос, на который нет ответа: кто знает, как сложилась бы судьба Оскарса Калпакса, не случись революции? Не исключено, он вышел бы, в конце концов, в отставку с репутацией образцового офицера российской армии… Впрочем, и в первое время после Февральской революции Калпакс продолжал успешно делать карьеру: он был лоялен к правительству Александра Керенского, вступил в партию эсеров и получил под начало полк. После Октябрьской революции Калпакс российскую армию не покинул, более того, совет солдатских депутатов утвердил его в той же должности командира полка.
Однако после заключения Брестского мира большевики старую армию распустили и полк, которым командовал Калпакс, расформировали…
Подполковник Калпакс вернулся в Лифляндию, осенью 1918 года он стал призывать земляков к борьбе с большевиками и с удивлением обнаружил, что крестьяне поддерживали большевиков, а его посчитали пособником немецких баронов.
После независимости
После того, как 18 ноября 1918 года в Риге была провозглашена Латвийская Республика, Калпакс явился в столицу Латвии и предложил свои услуги Министерству обороны. Когда его приняли в армию, то сразу же сделали командиром всех верных Латвийской Республике латышских солдат. В исторической литературе бытует версия, будто другие белые офицеры в условиях стремительного наступления на Ригу латышских красных стрелков якобы отказывались от такого поста, а Оскарс Калпакс согласился.
Для Калпакса назначение на пост командира верных Латвии латышских подразделений было… своего рода понижением. Ведь в России он был командиром полка, а в Риге из всех верных правительству Карлиса Улманиса латышских воинов удалось составить лишь батальон. Причем, явно неполного состава – всего 250 человек. Вскоре, правда, численность увеличилась до 375 солдат, усилилась и боеспособность батальона. Однако о запланированном правительством Латвийской Республики создании 18 латышских рот можно было только мечтать.
31 декабря 1918 года Калпакс в качестве новогоднего подарка получил свой пост, а уже через несколько дней ему пришлось отступать. Сначала в Елгаву, а оттуда – в Курземе (Курляндию).
Парадоксы истории
Командующим Калпакса, которому 28 февраля 1919 года было присвоено звание полковника, можно называть весьма условно – на самом деле антибольшевистскими силами в Курземе командовал немецкий генерал Рюдигер фон дер Гольц, под его командованием находились тысячи латвийских немцев и добровольцев из Германии. Князь Анатолий Ливен позднее вспоминал: "Общее руководство фронтом сосредоточено в руках графа фон дер Гольца".
Итак, обращает на себя внимание такой парадокс того непростого времени. За правительство Латвийской Республики сто лет назад воевали преимущественно немцы. А противниками правительства Карлиса Улманиса были тысячи латышских красных стрелков.
Этот парадокс стоил Оскарсу Калпаксу жизни. 6 марта 1919 года немецкий отряд, преследовавший отступавших латышских красных стрелков, наткнулся на одно из подразделений Калпакса. И принял своих союзников за красных стрелков – латышами ведь были и те, и другие. Оскарс Калпакс погиб от "дружественного огня". Вместе с ним были убиты еще два латышских офицера.
В марте командир латышского батальона полковник Калпакс был убит, а через месяц немецкие ополченцы произвели в Курземе "переворот" и заменили Карлиса Улманиса на посту премьер-министра прогермански настроенным латышским пастором Андриевсом Ниедрой. Хотя "батальон Калпакса" к тому времени расширился до бригады, ее командир Янис Балодис не мог помешать немцам – силы были слишком неравны. Массовой армия Латвийской Республики стала лишь через несколько месяцев…
В 1927 году полковник Оскарс Калпакс был посмертно награжден Военными орденами Лачплесиса всех трех степеней – высшей боевой наградой республики. Ныне в Латвии его чтят как национального героя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.