Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности президента Дональда Трампа является продвижение американских энергоносителей на европейский рынок. В энергетическом пасьянсе США особое место отведено Украине, с 2014 года ориентированной строго на Запад.
Не первый год обсуждаются планы относительно поставок американского сжиженного газа (СПГ) на Украину. Планы по строительству СПГ-терминала в Одесской области вынашивались еще во времена президентства Виктора Януковича. Был даже подписан соответствующий меморандум о строительстве, однако история завершилась скандалом, поскольку подписантом документа со стороны испанской компании-инвестора оказался человек, совершенно не имевший право подписи.
СПГ-терминал в Черном мореДля чего НАТО хочет отправить корабли в Черное море
Тем не менее идея о создании СПГ-терминала на черноморском побережье Украины актуализировалась год назад, когда президент Петр Порошенко посетил Катар и заявил о намерениях закупать катарский газ, который может поступать через Польшу (с терминала в Свиноуйсьце) и "по турецкому маршруту через Босфор". Впрочем, Турция категорически отказывается пропускать газовозы через Босфор, опасаясь экологических происшествий. Потому остается польское направление, тем более Варшава рассматривает Украину как приоритетный рынок сбыта газа, вкладываясь в расширение терминала в Свиноуйсьце и контактируя с Киевом относительно прокладки интерконнекторов между двумя странами. Примечательно, что вице-президентом "Укртрансгаза", оператора украинской газотранспортной системы (ГТС), является поляк Павел Юзеф Станчак, который вполне может лоббировать интересы Варшавы на газовом рынке Украины.
Учитывая широкое применение в энергетической сфере контрактов замещения, в действительности катарский газ для Польши физически может поставляться из США. Тем более руководство Польши, рассматривая Штаты как ключевого союзника на внешней арене, не единожды выражало готовность увеличивать закупки американского СПГ, исходя в первую очередь из политических мотивов. Отметим, что несколько месяцев назад польская газовая компания PGNiG подписала долгосрочный, до 2042 года, контракт на поставку американского СПГ.
Заслуживает внимания тот факт, что в 2017 году украинский частный газовый трейдер "ЭРУ Трейдинг" выкупил у польской PGNiG 70 млн кубометров газа, полученных в рамках первой поставки американского СПГ в Польшу. Затем трейдер продал данную партию газа компании "Укртрансгаз" с неплохой маржой.
Украинская ГТСВозможность выстроить новые отношения – Бабицкий о прекращении Договора о дружбе между Россией и Украиной
В сферу интересов американского капитала входит украинская ГТС, в отношении которой в 2014 году Верховной Радой был принят закон о возможности продажи 49% акций ее компании-оператора резидентам США или ЕС. Притом политическая зависимость Киева от Вашингтона означает, что реальным распорядителем украинской ГТС может стать именно американский капитал.
Стратегия заключается в том, чтобы, используя контроль над украинской ГТС и одновременно противодействуя строительству и дальнейшей эксплуатации "Северного потока–2", создать риски газоснабжения Европы через систему трубопроводов, тем самым увеличив потребность европейских стран в американском СПГ и резко взвинтить цены на него.
Правда, возможность реализации этой стратегии не слишком высока, поскольку существует сопротивление европейцев, прежде всего Берлина и Вены, а украинские элиты саботируют процесс приватизации ГТС, не желая лишать себя многомиллиардных финансовых потоков.
Добыча энергоресурсов"Недобросовестная конкуренция": как США пытаются навязать Европе свои энергоносители
Интересы американцев существуют также в сфере добычи и реализации природного газа на территории Украины. Характерно, что сын экс-вице-президента США Джозефа Байдена, курировавшего украинское направление в 2014–2016 годах, сразу после Евромайдана вошел в совет директоров одной из крупнейших частных газодобывающих компаний Украины Burisma (годовая добыча – порядка 1,5 млрд кубометров). Американскую сторону вовсе не смутил тот факт, что компания Burisma принадлежит экс-министру экологии Николаю Злочевскому, против которого было возбуждено несколько уголовных дел после смены власти в 2014 году.
В целом, в сферу интересов американского капитала входит получение лицензий на разработку новых месторождений природного газа на территории Украины, а в перспективе – газа сланцевого. В этой связи куда более понятным становится курс правительства Украины на планомерное повышение тарифов на газ для бытовых потребителей и на ужесточение правил выдачи субсидий населению.
Нельзя не отметить и то, что экс-депутат Госдумы России Илья Пономарев готовил для небезызвестного Джорджа Сороса аналитическую записку относительно возможности приватизации госкомпании "Укргаздобыча" (годовая добыча с учетом договоров о совместной деятельности составляет около 15 млрд кубометров) в рамках предусмотренной Третьим энергетическим пакетом реорганизации компании "Нафтогаз Украины". Близость к Соросу не скрывает руководитель "Нафтогаза" Андрей Коболев, что в значительной степени и обеспечивает ему весьма прочные позиции в системе украинской власти. И это вопреки тому, что фигура Коболева, к которому крайне негативно относится большинство украинцев из-за постоянно растущих цен на газ и непомерных личных аппетитов, становится откровенно "токсичной" для высшего политического руководства Украины и тянет вниз его рейтинги.
В общем, на украинском направлении у американской стороны имеется широкое пространство для энергетических маневров. Рискнем сделать прогноз, что в случае переизбрания Трампа проникновение американского капитала в газовую отрасль Украины будет происходить куда более активно. Хотя и у Байдена, заявившего о намерениях баллотироваться на должность президента США в 2020 году, имеются, как было отмечено выше, непосредственные интересы в газовой отрасли Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.