Вполне себе опытный юрист, политик, дипломат с хорошим образованием. Но среди прочего он является активным сторонником "латышской" Латвии. Может ли быть такой человек хорошим президентом для всех латвийцев?
До сих пор все президенты Латвийской республики после возобновления независимости старались, хотя и робко, но сплотить представителей всех народностей, населяющих страну. Даже, например, ярая русофобка Вайра Вике-Фрейберга. От предложенного нынешней коалицией персонажа, на мой взгляд, этого можно не ждать.
Юный Левитс
Левитс жил в семье антисоветских диссидентов. В 1972 году его семья решила эмигрировать в Израиль, но не доехала до "исторической родины", а осела в Германии. Кардинальная смена обстановки для 17-летнего мальчика. В таком возрасте кровь кипит, кажется, что можешь перевернуть весь мир, а заложенные в голову идеи дают основу для взглядов на дальнейшую жизнь. Представьте, какими идеями был движим юный Левитс, вынужденный оставить Латвию.
На чужбине он получил два высших образования, став юристом и политтехнологом, был научным референтом Кильского университета, а также Германского и Восточноевропейского институтов. По совместительству – адвокат. Он грыз гранит юриспруденции, которая очень пригодилась ему впоследствии. Свои навыки Левитс начал вовсю применять при развале ненавистного ему Советского Союза.
Активный участник движения Атмода (национальное движение за восстановление государственного суверенитета Латвии – прим. Baltnews), член думы Народного фронта и Конгресса граждан. В 1990 году он стал автором концепции декларации о возобновлении независимости Латвийской республики. В том числе благодаря его "трудам" в латвийскую практику вошел термин "негражданин". Слово, которому нет аналогов в мире.
В людях
После этого начался взлет его карьеры, в основном, за пределами Латвии, но "на благо государства". Судя по его биографии, не считая детства и отрочества, Левитс прожил в Латвии не больше двух лет, когда в 1993-м стал депутатом Сейма 5-го созыва и был утвержден министром юстиции.
Долго в Латвии не жилось, – видимо, потому, что в республике еще "не выветрился дух" Советского Союза. Сначала Левитс состоял на дипломатической службе в западноевропейских странах, а затем получил почетное звание судьи в Европейском суде по правам человека, Международном арбитражном суде и, наконец, суде Европейского союза.
Невооруженным взглядом видно, что кандидат на пост президента имеет огромный опыт в международных отношениях, юрист с большой буквы… ну, чем не глава государства!? Вон, Вике-Фрейберга вообще из Канады приехала. Радеет за Латвию… но не за многонациональный состав населения.
"Русский вопрос"Лед тронулся. Как продвигается инициатива Вейониса о детях неграждан
Хотят правые власти или нет, но в Латвии проживает большое количество русскоязычных, что вовсе не устраивает Левитса и им подобных националов. И хотя на публике он заявляет о необходимости развития демократии и сплочения общества, на деле разрабатывает и предлагает законопроекты, которые еще больше приводят к национальному расколу и недоумению международных структур по правам человека.
Взять ту же преамбулу к Конституции, которую Левитс разработал в 2014 году. В ней говорится, что "латвийское государство создано, чтобы гарантировать существование латышской нации". При этом в самом своде главных законов государства указано, что "суверенная власть принадлежит народу", и речь здесь идет не только об одной, титульной, нации.
Также в дополнении к Конституции сказано, что "латышский язык как единственный государственный является основой сплоченного общества". Но на самом деле это была основа для искоренения всех других языков, кроме латышского, из системы образования, а впоследствии и из повседневной жизни. Фактически подтверждением этому может служить недавнее решение Конституционного суда по иску депутатов Сейма от партии "Согласие". Суд отклонил жалобу о несоответствии Сатверсме (Конституции – прим. Baltnews) постановления о полном переводе школ нацменьшинств на латышский язык обучения.
Левитс – дальновидный политтехнолог и юрист. Он делает все так, чтобы исполнилось наверняка. Еще четыре года назад его кандидатуру на должность президента Латвии выдвигало Национальное объединение, однако, тогда он вежливо отказался претендовать на высший государственный пост, понимая, что не получит необходимого числа голосов. Дело в том, что находившийся при власти Союз "зеленых" и крестьян в 2015 году предложил в президенты однопартийца, нынешнего главу Рижского замка Раймонда Вейониса. Левитсу в такой ситуации просто не хватило бы голосов большинства.
Совсем другое положение с грядущими выборами. У Вейониса уже нет достаточной поддержки для переизбрания. Кроме того, партии нынешней (ставшей еще более правой) коалиции выдвинули Левитса единым кандидатом. И тот, выпятив грудь, заявил: "Ну, ладно…". Он знает, что победит!
Ну, и напоследок… Эгилс Левитс утверждает, что латышом может стать каждый, кто разделяет взгляды латышского общества. Видимо, Левит(с) (еврейская фамилия – прим. автора) имеет в виду себя. Ведь он с пеной у рта доказывает, что является коренным представителем титульной нации. Точно так же он называет принудительную ассимиляцию через образование демократическим процессом интеграции… Без зазрения совести выдает кривду за правду. И таких людей, скорее, необходимо опасаться, чем возводить на трон.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.