Как говорить с русофобами
Протестные и правозащитные противодействия принудительной латышизации пока не дают тех результатов, которые от них ждали организаторы. Проблема усугубляется еще и тем, что защита русских школ и русского самосознания в целом строится исключительно на компонентах рациональной логики, тогда как механизмами принудительной латышизации русской диаспоры являются мистические страхи латышской политической элиты. Против этих страхов рациональные механизмы бессильны, противостоять им могут только механизмы духовной самоорганизации.
Суть проблемы в том, что сокращение возможностей получения школьного образования на русском языке пока не стало стимулом для активизации существующих и создания новых центров сохранения русского самосознания. Можно только предполагать причины этого печального явления, но, видимо, основная причина – в дефиците духовности у самих хранителей русской культурной идентичности. Чтобы нести свет другим, его нужно иметь в себе. И если защитники русских традиций не пытаются создавать формы для сохранения традиций и уповают лишь на их правовую защиту, то получается то, что мы сегодня наблюдаем – протестной демагогии избыток, реальных механизмов сохранения русского самосознания крайне мало.
Русское самосознание существует как общее информационное поле духовно-культурных смыслов русской цивилизации. Приобщение к этому полю, использование его ресурсов, укрепление и расширение сферы его действия – вот главные задачи и направления деятельности для хранителей русского самосознания. Но эта работа требует понимания и поддержания духовных механизмов укрепления информационного поля.
Первый духовный механизм основан на понимании того, что русофобия – это совокупность стереотипов, в основании которых лежат духовные страсти злобы, страха, обид, зависти и ненависти, которые не могут быть преодолены рациональной логикой. Поэтому вести дискуссии с русофобами на основе фактов и аргументов – зря тратить время. Чаще всего русофобы факты подменяют мифами, а аргументы – домыслами. У русофобов рациональная логика подчиняется страстям, поэтому их интерпретация фактов должна подкреплять их собственные страсти, дающие русофобу энергию для воплощения ненависти. В воплощении шовинистической ненависти весь смысл жизни и деятельности русофобов.
Чем ответить на идеологическую войну против русских?
Каким образом преодолевается ненависть русофобии и тем самым укрепляются смыслы информационного поля русского самосознания? Распространением культурно-исторических публикаций, опровергающих русофобские мифы и укрепляющих в общественном сознании духовные идеалы евангельского добра. Такой работой могут заниматься просветительские группы общественных организаций и культурно-образовательных центров. Эта работа сейчас становится важнейшей составляющей для сохранения информационного поля русского самосознания. Важно, чтобы просветительские группы действовали во всех городах, где проживает значительная часть русской диаспоры, именно они должны стать центрами объединения русского мира.
Наша главная беда в идеологической войне в том и состоит, что против лжи русофобии у нас нет информпотока исторической правды. Русофобские мифы живут в сознании людей до того момента, пока не встретятся с историческими фактами. Например, миф о латвийских легионерах СС как борцах за независимость Латвии тает как дым после прочтения присяги, которую давали легионеры и в которой нет ни слова об этой самой независимости, не говоря уже о фактах карательных операций с их участием. Но где наш информационный поток исторической правды? Неужели свыше ста русских обществ не могут договориться об организации такого потока?
Информационное поле русских духовно-культурных традиций способно не только активизировать носителей русского духа, но и формировать положительное отношение к русской культуре у представителей других культур. Следует помнить, что изменения в общественном сознании готовятся и осуществляются по мере преображений в духовной сфере общества. Ведется ли сейчас интенсивная информационная работа над преображением духовной сферы латвийского общества? К сожалению, весьма слабо, здесь также требуется объединение усилий общественных активистов и организаций.
Чего не хватает для решения проблемы
Следующий духовный механизм основан на понимании того, что изменить существующую тенденцию русофобии в латвийском обществе может только тенденция уважительного отношения к русской диаспоре, которую нужно тщательно и долго готовить с активизацией духовных механизмов, чтобы она изменила доминанты общественного мировоззрения, особенно в латышской части общества.
В народе известны такие формулы – скажи, кто твои друзья и я скажу, кто ты или каков поп, таков и приход. Многие наши лидеры и активисты не понимают этого духовного закона – они хотят изменить внешние условия, не изменяясь сами, а так не бывает. Закон четко определяет: мы сами должны духовно возрастать, и только по мере нашего роста начнутся положительные изменения вокруг нас. А что значит духовный рост?
Многие наши активисты пытаются на основе своих субъективных построений найти пути решений для актуальных проблем. И предлагаемые ими рациональные конструкции не дают и не могут дать значимых результатов, ибо решение сложных социокультурных проблем помимо рационализма требует преображения духовных оснований в информационном поле властной политической элиты и самосознания русской диаспоры. Изменения такого рода в обществе происходят по мере изменений в мировоззрении людей. Для поиска механизмов таких изменений и необходимо обращение к историческому опыту, его переосмысление и транслирование в информационном потоке.
Вспомним, что одним из условий успеха работы славянофилов была мощная пропаганда духовно-культурных моделей русского самосознания, результатов исторических изысканий и культурологических сравнений с достижениями Западной цивилизации. Своими исследованиями и публикациями славянофилы укрепляли духовные идеалы информационного поля, которое оказывало мощное преображающее воздействие на мировоззрение их современников – многие представители образованной части русского общества принимали православные духовные идеалы как доминанты своего самосознания. Огромная заслуга славянофилов заключается в том, что они осознали необходимость преображения мировоззрения русского общества, возвращения в него православных духовных идеалов, без которых возвращение к русским традициям было невозможно.
Славянофилы анализировали исторический опыт русской цивилизации и выделяли из него духовно-культурные модели, с помощью которых предлагали дальнейшее развитие русского общества. На основании этих моделей и была создана славянофильская концепция, которая до сих сохраняет свою актуальность. Публикации славянофилов инициировали создание кружков и салонов, на заседаниях которых обсуждались их статьи, формировалось движение по преображению общественного мировоззрения.
Итак, возможно ли сохранение русского самосознания у латвийской русской диаспоры в условиях принудительной латышизации? Возможно, если начнется создание духовно-просветительских групп, члены которых начнут серьезное переосмысление исторического опыта, активизируют пропаганду духовно-культурных ценностей русской цивилизации, работу над сохранением возможностей формирования культурной идентичности в школах, а также займутся созданием общественных культурно-образовательных центров.
Это и будут плоды, достойные покаяния, о которых писал архиепископ Аверкий (Таушев). И по мере сохранения и укрепления духовного потенциала русской диаспоры Божий Промысл поможет нам в наших свершениях, ведь сказано: "Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его" (Пс. 126, 1).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.