Отстранение Ушакова: продуманная тактика?
– Отстраненный от должности мэр Риги Нил Ушаков обжаловал решение министра охраны среды и регионального развития Юриса Пуце о своей отставке в суде, а также попросил об уголовном преследовании чиновника. Г-н Зубарев, как вы думаете, чем мотивирован поступок Ушакова?
– Если человек полагает, что его отстранили от должности с нарушением закона, то вполне логично, что он требует наказать того, кто, по его мнению, виновен в этом. Так отстраненный мэр защищает свои права.
– И все, это единственная причина?
– Поясню как юрист. Ушаков хочет, чтобы суд рассмотрел признаки виновности Пуце. Он обнаружил в действиях министра признаки нарушения действующего законодательства и, защищая свои права, обращается в суд для того, чтобы суд оценил, насколько Пуце нарушил действующее законодательство.
– Все это ясно, но зачем это нужно Ушакову с учетом того, что он принял окончательное решение об участии в выборах в Европарламент (ЕП)? К тому же его шансы занять кресло евродепутата велики.
– Если суд примет решение, что Пуце незаконно отстранил Ушакова с должности мэра, то перед Ушаковым встанет вопрос: остаться в Европарламенте или же вернуться в Ригу и приступить к выполнению своих прежних обязанностей градоначальника.
– Как вы думаете, каким может быть решение суда? Судебный процесс, скорее всего, затянется и завершится уже после выборов в ЕП.
– Шансы [выиграть суд] 50 на 50. Безусловно, это история долгая. Кто бы ни проиграл, он подаст апелляцию в суд второй инстанции, и так далее.
– Ранее партия "Согласие", лидером которой является Нил Ушаков, собирала вокруг себя русскоязычный электорат и лидировала на выборах в Сейм. Теперь она притесняется, в том числе из-за отставки мэра. Кто теперь может прийти на место крупнейшей "русской партии" Латвии?
– Скандалы, которые сейчас происходят вокруг партии, безусловно, не играют на пользу партии. Только о замене "Согласия" как крупнейшей оппозиционной партии в Сейме в ближайшие годы говорить не придется точно.
– Вы считаете, что нападки на партию прекратятся?
– Нет, скандалы не затихнут. Правящая коалиция будет продолжать наносить удары по "Согласию". А главная задача элиты, таким образом, – до минимума снизить влияние социал-демократов в стране.
– Но ведь совсем недавно происходили обыски в Рижской думе, в том числе в подведомственном Бюро по развитию туризма.
– Спецслужбы делают свою работу, используя предусмотренными законом процессуальные методы для проверки информации о возможно противоправных деяниях, содержащих признаки преступления. Ничего странного в этом не вижу. Как бывший оперативный работник чисто профессионально не стал бы связывать обыск в Бюро по развитию туризма с отстранением Ушакова от должности.
Но, много лет наблюдая за развитием политических процессов в стране, вполне допускаю, что проверка Бюро затеяна именно сейчас в рамках достижения правящими своей главной политической задачи – использовать скандалы, связанные с Рижской думой, для уничтожения основной оппозиционной силы – социал-демократической партии "Согласие".
– На фоне притеснения "русской партии" что может произойти с русскоязычной общиной? Давление усилится и на нее?
– Русскоязычная община – это люди, которые провозгласили себя общиной и все. С русским языком все будет грустно. И не потому, что реформа образования исключает изучение предметов на русском языке, а потому, что человек лишен права выбора в данной ситуации. Людей этих фактически превращают в советских евреев.
– Вот Ушаков как раз обещает защищать интересы русских Латвии в Европарламенте. Если указ сверху будет, Латвия может пойти на отказ от реформы образования?
– Указа не будет, потому что тогда Евросоюз должен одной из стран, которые в него входят, совершенно четко сказать: "Ты нам не подходишь". К нам приезжали всякие защитники прав человека, цокали языками, но на этом дело и кончалось.
Латвия на выборах в Европарламент
– Вы тоже баллотируетесь в Европарламент. Расскажите о своих установках на предстоящих выборах.
– Членом партии я не являюсь, но включен в список "Согласия" и активно участвую в кампании по одной простой причине: чтобы усложнить дорогу в евроструктуры националистам.
– Как оцениваете свои перспективы на выборах?
– Их я смогу оценить только 26 числа, когда народ проголосует.
– Вы согласны с распространенным мнением о том, что в новом Европарламенте верх возьмут правые и популисты?
– Не очевидно. Скорее всего, верх возьмет "Европейская народная партия (Христианские демократы) и Европейские демократы", все останется по-прежнему.
– А в Латвии действительно как никогда активно готовятся к предстоящим выборам?
– Все с точностью до наоборот. Хорошо, если явка составит 30%. Все дело в том, что депутаты от Латвии в Европарламент защищают европейские ценности, а у каждой партии они свои. Пока наша беда в том, что восемь депутатов от Латвии фактически отражают интересы своих партий, а не народа в целом. Поэтому я предложил избирателям новый подход.
– Какой?
– Второй и третий номер [победивших на выборах в ЕП] большую часть своей работы должны проводить не в Брюсселе, а в Латвии, и полученные деньги использовать для создания сети доверенных лиц по всей стране. Это будет делаться с определенной целью, чтобы можно было решать проблемы конкретных людей и конкретных отраслей экономики. А сейчас второй номер превращается в типичного кнопконажимателя, который поддерживает чужие решения. То есть мандат евродепутата превращается в евросправку для прохода в еврокассу за еврозарплатой.
– Согласно результатам исследования негосударственной организации VoteWatch Europe, Латвия находится на одном из низших уровней влиятельности в Европарламенте. Как вы думаете, почему?
– Влияние Латвии настолько велико, насколько развита ее экономика по сравнению с другими странами. Чтобы увеличить это влияние, нужно продвинуться экономически.
– Изменит ли что-то в Латвии этот новый созыв Европарламента?
– Я пока не могу сказать. Но с присущим мне пессимизмом полагаю, что это маловероятно. Так, я считаю, что первый номер в Европарламент от Латвии должен каждый раз собирать всех остальных депутатов от страны и предлагать обсудить любое решение вместе, несмотря на идеологии партий. Тогда весь депутатский корпус от Латвии может голосовать солидарно, а не так, как сейчас. Лишь в этом случае что-то может измениться.