В советской историографии день 2 января 1919 года считался важной датой в истории Латвии. Ныне об этом событии пишут неизмеримо меньше и порой не с апологетическим, как раньше, а с негативным оттенком. Но что же происходило в то время в Риге?
В ноябре 1918 года Германия проиграла Первую мировую войну, после чего оккупация Риги германскими войсками стала выглядеть анахронизмом. Появились новые претенденты на власть.
18 ноября 1918 года Народный совет Латвии, состоявший из представителей различных политических партий и различных регионов, провозгласил в Риге независимую Латвийскую Республику.
Однако с этим решением не согласились латышские большевики. 17 декабря 1918 года Временное советское правительство Латвии во главе с Петерисом Стучкой провозгласило: "Именем мировой революции, объединяющей и освобождающей пролетариев всех стран, мы, нижеподписавшиеся, объявляем, что с сего дня вся государственная власть Латвии <...> находится в руках Советского правительства".
В то время у советского правительства Петериса Стучки был весьма весомый аргумент в виде верных ему полков латышских стрелков.
В декабре 1918 года Временному правительству Латвии, возглавляемому Карлисом Улманисом, удалось сформировать лишь несколько латышских рот.
А каковы были силы красных латышских стрелков? Традиционно в исторической литературе говорится о Латышской стрелковой дивизии. Но не стоит ли говорить о Латышском стрелковом корпусе? Напомним, что некоторое время такой корпус существовал. Приказ о его формировании датирован еще 17-м декабря 1917 года.
Вскоре, однако, Советская Россия подписала с Германией Брестский мир, по которому большевики соглашались с контролем Германии над Прибалтикой. После этого иметь в своей армии целый корпус из латышей стало, видимо, недипломатично, и он был расформирован.
Однако вместо корпуса в Москве без лишнего шума создали соединение, которое стали называть дивизией. Что примечательно, она состояла из бригад – так обычно формируются корпуса, а не дивизии. Что касается численности, то, по данным советской историографии, к концу 1918 года в составе дивизии и в отдельных латышских частях служили 23-24 тысячи стрелков, еще летом дивизии была передана авиационная группа из 18 самолетов.
Согласитесь, на корпус такое соединение похоже, пожалуй, больше, чем на дивизию военного времени.
Причем полки латышских стрелков доказали свою верность большевикам еще осенью 1917-го года. И не только тем, что защищали большевистский переворот, но и… голосованием. Как известно, в середине ноября 1917 года в России прошли выборы в Учредительное собрание. В латышских стрелковых полках проголосовали, как утверждалось в советской историографии, свыше 80 процентов всего личного состава, из них 95 процентов – за большевиков.
В декабре 1918 года эти идейно убежденные товарищи спешили к Риге. Новый год часть из них встретила в бою.
Поясним. Задержать продвижение к Риге красных латышских стрелков пыталась все та же германская оккупационная армия. Безусловно, проигравшие Первую мировую войну немцы не очень-то стремились воевать. В исторической литературе встречаются утверждения, что проводить политику "сдерживания большевизма" германскую армию побуждали победители в Первой мировой войне – страны Антанты. А численность немецких солдат в Латвии была немала.
И вот, 31 декабря 1918 года в нескольких десятках километрах от Риги, у Инчукалнса, начались тяжелые бои. Германцы использовали полевые укрепления, которые были созданы здесь еще во время Первой мировой войны. В помощь германским солдатам прибыли бойцы немецкого ландесвера – ополчения балтийских немцев. Наступление 1-го полка 2-й бригады латышских стрелков 31 декабря захлебнулось.
Однако красные латышские стрелки неудержимо рвались к Риге. 1 января в ходе повторного наступления они сумели отбросить противника. Путь к крупнейшему городу Латвии для стрелков был открыт.
Тем временем в самой Риге действовавший в подполье большевистский военно-революционный комитет готовил восстание. Оно началось, как уже говорилось, в ночь со 2 на 3 января. Бои шли в районе железнодорожного вокзала, в Пардаугаве, около моста через Даугаву.
Известнейший эмигрантский латышский историк Эдгарс Андерсонс в книге Latvijas vēsture. 1914–1920 (История Латвии. 1914–1920), описывая это восстание, отмечает, что в нем участвовало примерно 200 революционеров, при том, что общее количество жителей города составляло четверть миллиона человек. В то же время Эдгарс Андерсонс высказал мнение, что в целом рабочие массы были откровенно дружелюбно настроены к большевикам, ожидая, что те освободят их от германцев.
Восстание было недолгим, так как к Риге спешили красные латышские стрелки, а германская армия покидала город. Вскоре повстанцам стало просто не с кем бороться. 3 января в бюллетене № 2 военно-революционного комитета утверждалось: "Рига – во власти восставших рабочих".
Во второй половине дня 3 января в Ригу прибыли кавалеристы 2-й латышской стрелковой бригады, а в первой половине дня 4 января в город вступили 1-й, 4-й и 6-й полки красных латышских стрелков.
Тем временем наступление большевиков продолжалось уже в Земгале и Курземе (Курляндии). Историк Эдгарс Андерсонс пишет, что 4-7 января 1919 года местные большевики овладели Тукумсом, Талси и Кандавой, а 9 января верные большевикам латышские стрелки заняли Елгаву.
Латышские большевики контролировали Ригу почти 5 месяцев, но 22 мая 1919 года город был занят войсками, которыми руководил германский генерал Рюдигер фон дер Гольц...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.