Иранский урок для Латвии: иногда лучше промолчать, чем сказать

© Sputnik / Soheil Ghanbarzadeh

Виктор Петровский

События, которые разворачивались недавно на Ближнем Востоке – убийство генерала Сулеймани, атака иранцев и сбитый пассажирский самолет – показали, что власти Латвии готовы одобрять не глядя все, что исходит от Вашингтона.

На самом деле поддерживать союзников – дело обычное. Другой вопрос, что стоит ли это делать в спорные моменты, когда тебя особенно никто не спрашивает. После решения США о вторжении в Ирак в 2003 году Латвия была одной из первых, кто эти действия поддержал. Позже выяснилось, что никакого химического оружия в Ираке не оказалось, но дело было сделано. Тогда, кстати, президент Франции Жак Ширак, комментируя заявления главы Латвии Вайры Вике-Фрейберги, сказал: "Вы упустили отличную возможность промолчать".

Вайра Вике-Фрейберга.
BaltNews.lv
Вайра Вике-Фрейберга в День провозглашения независимости. 2015 год.

Молчи, ничего не говори

После убийства Касема Сулеймани глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич одним из первых написал США слова поддержки. Его еще никто не спросил, а он уже отметился в Twitter.

"Мы солидарны с нашими союзниками – Соединенными Штатами, которые осуществляют свое право на самооборону. Удары США по Ираку последовали за серией провокационных действий со стороны поддерживаемых Ираном сил. Мы призываем направить все усилия на снятие напряженности", – такое сообщение опубликовал он в своем микроблоге.

При этом многие эксперты убеждены, что убийство иранского генерала, совершенное американским беспилотником, оказалось незаконным.

"Однозначное нарушение международного права. Вне контекста активных вооруженных столкновений использование дронов или других средств физического устранения весьма сомнительно с юридической точки зрения. Международное право формулирует дозволенные рамки самообороны весьма узко: должна была быть неминуемая опасность со стороны объекта операции.

На американцах лежит бремя доказательства, что она существовала. Заявление Пентагона после операции весьма размыто, туманно и больше отсылает к предыдущей деятельности Солеймани, а не к конкретным фактам, указывающим на неминуемость новых атак. С точки зрения международного права этого явно недостаточно", – написал в Facebook востоковед, сотрудник Европарламента Эльдар Мамедов.

С его точкой зрения согласились юрист Алексей Димитров и депутат Сейма Латвии Борис Цилевич.

"Согласен, добавить практически нечего. Разве что напомнить, что США к мультилатерализму вообще относятся довольно, скажем так, сдержанно, а к международному праву – скажем, креативно. Яркий пример – Гуантанамо и отношение США к ICC (Международному уголовному суду). Хотя Солеймани у меня никаких позитивных чувств не вызывает (это очень мягко говоря)", – написал в Facebook латвийский парламентарий.

Опасная игра

После этого история продолжилась: Иран нанес ракетный удар по американской базе, а латвийские власти обвинили Тегеран в агрессивном поведении. Стало известно, что на этой базе дислоцируются латвийские военнослужащие, которые, впрочем, успели уехать незадолго до обстрела. Собственно, потом выяснилось, что этот ракетный удар оказался разыгранным спектаклем – Иран предупредил Ирак о времени и месте атаки, Ирак предупредил США. Иранские ракеты ударили по пустой базе. Все вроде бы должны были остаться довольны: США устранили влиятельного генерала Сулеймани, Ирану дали возможность сохранить лицо, проведя показательную ракетную атаку по пустой базе. Латвия предсказуемо поддержала одних и осудила других, хотя этого никто и не заметил.

Но даже игра в войну может обернуться большой трагедией. Как у Чехова – если ружье висит на стене, оно обязательно выстрелит. Когда, казалось бы, ситуация стабилизируется, иранская ракета ПВО сбивает украинский пассажирский самолет, вылетающий из Тегерана в Киев. Все, кто находился на борту, погибают. Иран сначала говорит о технической неисправности, а затем признает, что самолет был сбит их ракетой по ошибке.

Из всей этой трагической истории можно сделать один простой вывод: даже игра в войну, как правило, заканчивается настоящими жертвами. Латвии же в эти игры не всегда обязательно вмешиваться – тем более, когда об этом никто не просит. Наверное, призыв Жака Ширака к Вайре Вике-Фрейберге актуален и сегодня: иногда есть моменты, когда лучше промолчать.

Но мы, как правило, эти моменты упускаем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме