В Азии сложилась благоприятная конъюнктура, поэтому угольщикам в восточном направлении сегодня не проехать. Для стимуляции погрузки на сеть РЖД в направлении юга было принято решение обнулить экспортную надбавку – западное направление и так шло с приростом. Об этом "Коммерсанту" рассказал глава РЖД Олег Белозеров.
Почти 45% грузооборота Российских железных дорог составляет уголь. Именно поэтому в центре внимания постоянно находится вопрос формирования тарифов на его перевозку и предоставления различных скидок. В этом году и до 2025 года в отношении грузов угля действует экспортная надбавка к тарифу 8%.
Белозеров уверен: полностью исключать вариант отмены экспортной надбавки до 2025 года нельзя, в том числе это касается и грузов угля. Сейчас уже действует скидка в направлении портов Азово-Черноморского бассейна.
"В восточном направлении сегодня не проехать – конъюнктура рынка самая комфортная, и было бы странно, если бы на этом наиболее загруженном направлении мы снижали стоимость. Нам нужно его развивать, вкладывать средства, тариф у нас используется, прежде всего, на инвестиционные нужды. Западное направление при, казалось бы, невыгодной конъюнктуре рынка угля у нас шло с приростом, а вот южное направление проседало. Поэтому мы пришли к выводу, что на южном направлении экспортную надбавку целесообразно обнулить. Сначала обнулили на два месяца, и это сразу дало прирост 30%. В итоге продлили скидку до января следующего года. Дальше будем смотреть на развитие конъюнктуры", – сказал глава РЖД.
Он отметил, что поддерживает изменение тарифа на перевозку угля – но не раньше 2026 года. Тем не менее Белозеров не согласен с предложениями некоторых угольных компаний привязать тариф на перевозку к стоимости сырья.
"Как мы можем привязаться к рыночной стоимости угля? Если она будет выше, мы будем работать с большей доходностью, а если меньше – то работать в убыток? Мы как раз и пытаемся донести до угольщиков, что такая взаимосвязь очень сложная", – сказал Белозеров.
По его мнению, в перспективе при дальних перевозках угля можно было бы не применять понижающий коэффициент, поскольку это в основном экспортные направления, а значит, самые выгодные. "И наоборот, дать скидку на короткие расстояния. Это в основном внутренние перевозки, и было бы правильно так поддержать экономику страны", – сказал Белозеров.
Сейчас компания каждый вопрос о предоставлении скидки рассматривает в индивидуальном порядке. Белозеров также подчеркнул, что считает целесообразным устанавливать на разных участках дороги разные тарифы – участки все же различны по параметрам, а значит, и по затратам на их обслуживание.
В отношении угольщиков Белозеров подчеркнул, что сотрудничество должно быть выстроено по принципу ship-or-pay.
"То есть мы договорились – едем, вы нам даете объемы. Даже если коллеги не отгружают, это уже влияет на нашу программу: мы вложили инвестиции в развитие инфраструктуры и должны их окупать, поэтому давайте вместе придерживаться правил", – заметил глава РЖД.
Российские грузы в Прибалтике
Российское правительство в последние годы взяло курс на переориентацию экспорта российских грузов из портов стран Прибалтики в отечественные порты. Самую большую долю в структуре грузооборота по-прежнему составляет уголь.
Латвия теряет транзит. Например, в Риге по сравнению с прошлым годом отмечено серьезное падение грузооборота – на 10,8%: с января по август этого года в крупнейшем порте Латвии было перевалено 21,36 млн тонн грузов, а за тот же период прошлого года – 23,95 млн тонн грузов.
Лиепайские показатели также отстают. В этом году там было перевалено 4,66 млн тонн грузов – это на 6,5% меньше, чем за первые восемь месяцев прошлого года.
Транзит российских грузов через Прибалтику, в соответствии с документацией, практически на 100% соответствует заявленному грузопотоку нового портового комплекса в Приморске, который планируется построить к 2022 году. Как только проект будет реализован, большая часть удобрений и угля, а также зерно из стран Балтии "перекочует" в новый комплекс в РФ, уверены эксперты.