Пандемия коронавируса вызвала экономические потрясения по всему миру. Проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец рассказал Baltnews о возможных последствиях карантина и других чрезвычайных мер для экономики стран Евросоюза.
По мнению эксперта, страны Евросоюза не смогут пережить пандемию без потерь. Вопрос только в том, насколько масштабными они будут. Очевидно, что больше всех пострадают самые "слабые" страны с маленькой экономикой, которые не могут себе позволить выделять средства на поддержку бизнеса. Речь идет о странах Восточной Европы, в частности Польше. Мощный удар коронавирус нанесет и по прибалтийским республикам.
"Например, немецкие компании, чьи филиалы расположены в странах Балтии, после эпидемии будут в первую очередь сокращать производство за границей и закрывать филиалы своих компаний, чтобы спасти головное предприятие. Все логистические цепочки нарушатся из-за закрытия границ стран и будут работать с перебоями. В кризис всегда страдает самый слабый", – сказал Зубец.
Про экономический рост Евросоюза можно забыть, подчеркнул Зубец. Темп роста экономики и без того был низким, а теперь главное, чтобы происходящее не закончилось полным крахом экономики.
"Кризис – это испытание, которое перестраивает структуру экономики. Люди живут и не думают. Надо реагировать и менять систему, а это все откладывается на неопределенный срок. Ситуация с коронавирусом – это как война. Жесткое испытание, которое резко меняет условия, в которых люди до этого жили. Это ускорило перемены, в кратчайшие сроки меняются все подходы, и перестраивается система международных отношений. Вирус – это предлог для кардинальных перемен", – пояснил эксперт.
Коронавирус показал, как в условиях жесточайшего кризиса работает система взаимодействия и взаимопомощи европейских государств внутри этого образования. И можно сделать вывод, что система себя изжила.
"Шенгенская зона закрывается, сильные страны Евросоюза не помогают слабым странам. Мы видим, что мир уже не будет прежним. Та система, которая была выстроена европейскими государствами в 1990–2000-е годы, уже не работает", – сказал эксперт.
Коронавирус показал, что взаимодействие стран Европы в условиях реальной угрозы стремится к нулю. Ни одно государство не хочет помогать соседу, все закрываются и пытаются решить проблему самостоятельно. Так было с Италией. Ни одна из стран Евросоюза не предложила помощь, средства и медикаменты, чтобы помочь итальянцам справиться с эпидемией коронавируса.
"Коронавирус спровоцировал дефрагментацию Евросоюза. Сильные страны за себя, слабые за себя. Коронавирус поставил под вопрос ценность всех этих связей между странами. Понятно, зачем, например, Германии прибалты и поляки. Возникает вопрос у старейших и богатых стран Евросоюза о ценности и необходимости этих связей внутри организации. А так ли они нужны? Возможно, после пандемии ценность этих контактов снизится, и это привезет к перекройке все этой системы", – считает Зубец.
Коронавирус – это предлог, чтобы спровоцировать и ускорить те процессы, которые мы наблюдаем, считает эксперт. В результате с большой долей вероятности Евросоюз ждет перестройка отношений в пользу богатых стран, изменения в логистических цепочках и отказ от экологического курса руководства ЕС.