В минувшие выходные состоялся запуск ядерного реактора первого энергоблока Белорусской атомной электростанции (БелАЭС). Президент Белоруссии Александр Лукашенко принял участие в церемонии открытия, назвав этот момент историческим. Республика стала "ядерной державой", подчеркнул он.
На следующий день после запуска БелАЭС министр энергетики Виктор Каранкевич заявил о готовности экспортировать произведенную электроэнергию по конкурентным ценам, несмотря на то, что приоритетным направлением по-прежнему остается обеспечение внутренних нужд страны.
"Атомная электростанция строится для нужд Республики Беларусь. Эта электрическая энергия будет в первую очередь потребляться именно здесь. В то же время белорусская энергосистема готова обеспечить поставку электрической энергии и за пределы страны по конкурентным ценам. Если такая потребность возникнет, то белорусская энергосистема готова и потребности наших иностранных субъектов хозяйствования обеспечить необходимой электроэнергией по конкурентным ценам", – заявил он в интервью телеканалу "Беларусь 1".
Спрос на электроэнергию, возможно, будет не так высок, считает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев – по крайней мере, поначалу. Ведь страны Балтии, в частности, Латвия и Эстония, отказались от первоначального плана по закупке и поддержали Литву в ее решении бойкотировать проект. В перспективе позицию по БелАЭС страны Балтии и Польша могут пересмотреть, но только при условии экономической целесообразности такого решения. Сейчас цены на электроэнергию такие, что страны Балтии и Польша могут позволить себе бойкот.
"Стоит внести ясность. По факту ни страны Балтии, ни Польша не обязаны покупать эту электроэнергию. Здесь вопрос в доброй воле и в понимании экономической составляющей, выгодна или не выгодна та или иная операция. Соответственно, насколько я понимаю, сейчас в Северной Европе на рынке Nordpool достаточно низкие цены на электроэнергию, поэтому страны Балтии достаточно легко отказываются от сотрудничества с Белоруссией по части покупки электроэнергии", – пояснил эксперт порталу Baltnews.
Дело в том, что сложившаяся на рынке ситуация – временная и неустойчивая. Она обусловлена низким спросом на природный газ из-за пандемии коронавируса и, соответственно, низкой ценой, указал Кондратьев:
"В долгосрочной перспективе ресурсы, которые предлагает БелАЭС, могут этим странам понадобиться. Не исключено, что они изменят свою позицию. Во многом это связано с обсуждением вопроса цены, характера поставок, и если мы говорим о торговле с Польшей, то вопрос в том, насколько будет связана сетевая инфраструктура".
В настоящий момент перспективы БелАЭС – это выход на российский рынок, куда можно наращивать поставки, а значит, участвовать в торговле и экспорте в Россию.
"При этом в России высокая конкуренция в европейской части страны на оптовом рынке электроэнергии и цены в среднем ниже, чем в Восточной Европе. И такие поставки будут менее выгодны, если брать экономическую сторону вопроса. Но, я думаю, вряд ли первый энергоблок будет находится на уровне 40% от номинальной мощности. Его выведут на те же 85–95%, на которой работают практически все энергоблоки. Ожидается постепенный и аккуратный процесс настройки. Возникает вопрос с резервными мощностями, регулированием спроса. Безусловно, будет отлажен механизм, связанный с участием на оптовом рынке в России", – пояснил эксперт.
Потенциально Белоруссия может вести какие-то переговоры с той же Украиной по поставкам электроэнергии, но здесь нельзя быть уверенным, считает Кондратьев.
"Украина тоже является энергоизбыточной страной, и здесь, возможно, будет не так просто убедить ее осуществлять какие-то покупки электроэнергии в Белоруссии".
Министр энергетики Белоруссии убежден – переизбытка электроэнергии в стране не будет. По словам Каранкевича, "это неразрывный процесс: произвели ровно столько, сколько потребили". При этом он указал, что с учетом ввода БелАЭС "потенциал производства электрической энергии возрастет".