Как и все кандидаты в президенты, Дональд Трамп дал множество обещаний, когда баллотировался на этот пост в 2016 году. Он был чрезмерно "прямолинейным, язвительным, несносным неполитиком", который собирался улучшить Соединенные Штаты с помощью более низких налогов, большего количества рабочих мест, меньшего количества законов и полного пересмотра "сломанной" иммиграционной системы страны, пишет The National Interest.
Однако самым значительным было обещание Трампа вывести Соединенные Штаты из бесконечных дорогостоящих войн, которые играли доминирующую роль во внешней политике США в течение почти двадцати лет. На "типичном, грубом языке", который он использовал на протяжении всех своих четырех десятилетий работы в сфере недвижимости на Манхэттене, Трамп назвал войну в Ираке "большой, жирной ошибкой" и вызвал на дебаты кандидатов-республиканцев, которые не желали признавать это.
Трамп осудил глупость лидеров США за то, что они продолжают бросать десятки миллиардов долларов в Афганистан. Он заявил еще в 2012 году, что американским войскам пора было покинуть страну. Трамп развил эту тему в свой первый президентский срок: Ирак он назвал катастрофой; Афганистан – трагической тратой жизней и ресурсов; Сирию – страной "песка и смерти"; кампании по государственному строительству на Ближнем Востоке – грустной шуткой.
Для большинства американцев, включая ветеранов этих военных кампаний, президентская риторика стала глотком свежего воздуха. В интерпретации событий Трампа действительно была доля правды, признает The National Interest. Как сообщал исследовательский центр Pew в июле этого года, 64% ветеранов и 62% населения США в целом не верят, что стоило вести войну в Ираке.
Те же результаты – по войне в Афганистане, которая уже является самым длительным конфликтом в американской истории: США потратили почти триллион долларов налогоплательщиков, понесли десятки тысяч жертв в течение восемнадцати лет. Американскому народу надоело видеть, как его сыновья, дочери, братья и сестры в военной форме направляются на миссии, которые, кажется, никогда не заканчиваются.
К сожалению, риторика Трампа не соответствует действительности. В то время как он по-прежнему стремится сократить инвестиции США в далекие страны, войны – и участие Америки в них – продолжаются. Как будто все эти военные кампании проводятся на автопилоте: независимо от того, насколько они дороги и бессмысленны, для политиков в Вашингтоне просто удобнее сохранить исчерпавший себя статус-кво.
К сожалению, продолжает The National Interest, Трамп подвергается серьезному риску стать членом внешнеполитического истеблишмента, который он так сильно презирает. Если бы Трамп был настроен серьезно, он бы не санкционировал развертывание трех тысяч военнослужащих в Саудовской Аравии в сентябре. Он бы не отправлял американских солдат на восток Сирии на бесперспективное дело по охране месторождений, где находится лишь малая толика от общих запасов нефти в регионе.
И уж точно он не стал бы рисковать жизнями американских военных в Афганистане – в стране, которая может освободиться от длящегося уже несколько десятилетий внутреннего конфликта только в том случае, если у всех противоборствующих сторон будет стимул установить мир в стране.
Фраза "положить конец войнам навсегда" теперь может стать еще одним лозунгом кампании – без особого смысла, подытоживает The National Interest.