Большой интерес у многих вызывает необычное занятие Владимира Кузнецова и Алексея Столярова, больше известных как пранкеры Вован и Лексус. Они звонят политикам и звездам шоу-бизнеса из разных стран, а после публикуют эти разговоры в открытом доступе.
Секреты, полученные в результате таких звонков, помогают обычным людям "не сотворить себе кумира", а самих звезд спускают с небес на землю. При этом пранкеры не интересуются личной жизнью своих персонажей. Все внимание в разговорах они уделяют новостным событиям и публичным скандалам, в которых замешаны собеседники.
Baltnews поговорил с Вованом и Лексусом во время Международной школы Studia Baltica X. Пранкеры рассказали о цели своего увлечения, раскрыли секреты успешного разговора, а также поделились, как их знаменитые собеседники реагировали на розыгрыши.
Политический пранк – это что-то новенькое
История пранка в России начинается в 2004 году, когда на просторах рунета стал набирать популярность сайт пранк.ру. Именно на этой площадке в 2014 году и познакомились Вован и Лексус.
"Изначально пранк был такой хулиганской затеей, когда ребята со всех концов страны звонили различным городским сумасшедшим. Не звездам шоу-бизнеса, а "фрикам", которые страшно ругались и угрожали расправой. В интернете это стало распространяться где-то с 2004 года, когда даже не было YouTube. Многие записывали аудиофайлы с розыгрышами на CD-диски и слушали оффлайн. Это было отличным развлечением", – рассказал Кузнецов.
"Пранк всегда был андеграундом, просто мы вытащили это в публичную сферу. Лично мы с Алексеем познакомились весной 2014 года в Москве на встрече пранкеров со всей России. Нас с ним объединил интерес к политике. Особенно захватывающими нам казались события 2014 года на Украине. Уже осенью того года появились наши первые совместные творения", – добавил он.
Кузнецов закончил юридический факультет Кубанского государственного университета и поступил на муниципальную службу по специальности. Столяров родился в Екатеринбурге и получил экономическое и юридическое образование.
"До нашей встречи каждый из нас занимался пранком в качестве хобби. Звонили российским звездам, не воспринимали это как основную деятельность", – рассказали они.
Единственный способ узнать правду
Под пранк-журналистикой Лексус и Вован понимают симбиоз розыгрышей и журналистики. При этом они не относят ее к конкретному жанру.
"Мы не соблюдаем журналисткой этики, поэтому мы не журналисты. Тем не менее информационную ценность наши разговоры представляют. Насколько они этичны или неэтичны – судить, конечно же, нашим слушателям", – сказал Кузнецов.
"Мы считаем, что наши пранки можно назвать средством медиакоммуникации. Иногда это единственный способ узнать достоверную правду, которую нельзя добыть с помощью официальных интервью. Мы как журналисты, которые делают расследования, чтобы показать все, что скрыто, продемонстрировать, как общаются мировые лидеры", – добавил он.
Подготовка к пранку
Лексус и Вован рассказали, что подготовка к пранку тоже во многом напоминает работу журналиста.
"Сначала мы собираем информацию о человеке, с которым будем общаться, – смотрим новости, интервью с ним. Изучаем манеру его речи, характер. Исходя из этого, выстраиваем линию поведения, которую будем использовать во время пранка. После – готовим вопросы", – объяснил Кузнецов.
"Была забавная история, когда один американский губернатор оповестил своих подписчиков в Twitter, что нашел в старом диване обручальное кольцо, которое потерял двадцать лет назад. Разговор с ним мы начали с шутки: "Мы читали, что вы нашли свое кольцо. Поздравляем с этим событием". Естественно, для губернатора было необычно, что человек с другого конца земли вдруг знает эту историю. Он засмеялся и был лучше расположен к разговору", – сказал он.
По их словам, часть разговора – это импровизация, потому что на сто процентов предугадать, как повернется беседа, невозможно.
У Греты Тунберг плохая связь
С октября прошлого года по март текущего Столяров и Кузнецов звонили американским политикам и звездам шоу-бизнеса от лица шведской экоактивистки Греты Тунберг.
"Понятно, что наши голоса на голос Греты не похожи, потому приходилось задействовать девушек, владеющих английским языком. За все время у нас было четыре "Греты", которые общались с политиками и звездами. Мы записали около двадцати материалов", – рассказал пранкер Вован.
Подставным "Гретам" не всегда удавалось с юмором реагировать на ответы собеседников. Поэтому в пранках обычно участвовал "отец" экоактивистки – Алексей Столяров. Он направлял ход беседы и задавал наводящие вопросы, чтобы узнать именно то, что требовалось пранкерам.
По их словам, многие звезды шоу-бизнеса были очень заинтересованы пообщаться с Гретой. Она популярна, а для них это главное. Так они могли лишний раз "попиариться", даже если проблемы экологии им не особенно интересны.
"Несколько артистов даже спрашивали, не против ли мы, если их команда будет записывать этот диалог. Понятно, что они хотели выложить его в свои соцсети и похвастаться, что общались с Гретой, продвигали тему экологии. Конечно, мы были не против. Когда собеседники спрашивали, почему мы не включаем веб-камеру, мы отвечали, что Грета сейчас плывет на яхте в Атлантическом океане, у нее плохая связь, и видео не поддерживается", – сказал Кузнецов.
Премьера Хорватии пригласили в ресторан
Нетипично на розыгрыш отреагировал премьер Хорватии Андрей Пленкович, после того как пранкеры позвонили ему от лица премьер-министра Украины Владимира Гройсмана.
"На следующий день после разговора нам написала ассистент Пленковича о том, что премьер хотел бы еще раз поговорить с нами. Такого у нас никогда не было. Мы ее спросили: "А какая тема разговора?", она пишет: "Визовый режим". Мы согласились на повторный разговор, и вот что нам сказал премьер Хорватии: "Господин Гройсман, когда я был в Киеве, вы водили меня в прекрасный ресторан. А вы не напомните его название?". Понятно, к чему этот вопрос", – отметил Кузнецов.
"Мы говорим: "Да, помним, это знаменитый киевский ресторан "Голубая Устрица". Туда мы водим как раз таких, как вы".
Пленкович похихикал, поблагодарил нас за славянское чувство юмора и сказал, что мы доставили ему большое удовольствие нашим розыгрышем", – добавил он.
Лукашенко отправил всех на заготовку кормов
В 2014 году Вован дозвонился до президента Белоруссии Александра Лукашенко от имени сына Виктора Януковича. После этого оппозиционные белорусские СМИ писали, что Лукашенко в гневе, он требует найти пранкера и отправить его на заготовку кормов, рассказал Кузнецов.
"В противном случае Лукашенко пообещал отправить на заготовку кормов главу КГБ и главу администрации", – поделился он.
Балтийские политики не поняли юмора
Лексус и Вован не раз звонили различным политикам из стран Балтии. Они поделились впечатлениями о недавнем звонке бывшему премьеру Латвии Марису Кучинскису. Звонили они якобы от лица Лукашенко.
"На следующий день после президентских выборов в Белоруссии мы решили протестировать тему с Лукашенко. Выбрали Кучинскиса только потому, что нашли его номер", – объяснил Кузнецов.
"В 2016 году мы делали пранк с главой МИД Латвии Эдгаром Ринкевичем в рамках нашей программы на НТВ. В 2015 году мы пытались позвонить от лица бывшего тогда президента Украины Петра Порошенко тогдашнему президенту Литвы Дале Грибаускайте. Нам почти это удалось. Нам назначили разговор, в назначенное время мы звоним на номер секретаря, который нам оставили. Нам ответили, что-то похихикали и бросили трубку", – рассказал пранкер.
"Видимо, у Грибаускайте был личный номер Петра Порошенко. Она могла написать: "Ты хотел со мной пообщаться?". Он, соответственно, ответил, что нет. На этом все. Поэтому мы стараемся использовать малознакомых или незнакомых людей, у которых не установлены прямые контакты. В целом, исходя из нашего опыта, политики из стран Балтии далеки от юмора", – добавил он.
Угрозы? Не, не слышали!
Пранкеры рассказали также, что после розыгрышей им никто не угрожал.
"Если брать какую-то международную реакцию, то нет. Угрожая нам, они рискуют выглядеть еще хуже. Обычно политики ограничиваются каким-то заявлением, например: "Россия вмешивается в наши внутренние дела, как нехорошо". Или, к примеру, глава Организации по запрещению химического оружия сказал после пранка, что он всегда с радостью отвечает на все вопросы", – сказал Кузнецов.
"Как-то раз после пранка с Михаилом Саакашвили нам позвонил человек с грузинским акцентом. Просил больше этого не делать", – добавил он.
По словам Вована и Лексуса, официальных угроз в их сторону не было даже от США. Более того, когда они делают пранк с кем-то из республиканцев, то об этом охотно рассказывают демократические американские СМИ, такие как Politico и CNN.
"Наш пранк с кандидатом в вице-президенты Камалой Харрис с радостью взял Fox News. Понятно, что ни одно демократическое СМИ в США это цитировать не будет", – отметил Кузнецов.
Сколько зарабатывают пранкеры?
По словам Лексуса и Вована, их зарплаты вполне хватает "на нормальную жизнь в Москве". Им помогает то, что политическим пранком кроме них никто не занимается, потому у них есть некий "карт-бланш" на достойное вознаграждение.
"Вы удивитесь, но основной доход в этом году мы получили в Великобритании. Все началось с пранка с принцем Гарри. Для английской аудитории любой его "чих" – это сенсация. Британская пресса очень неплохо платит за эксклюзивы, особенно если они связаны с королевской семьей", – отметил Кузнецов.
По его словам, их зарплата официальная, она перечисляется на официальный счет. В одной из крупнейших британских газет у Кузнецова и Столярова даже есть свой закрытый профиль, где указано, за что и какие гонорары они получили.
"В принципе, дело довольно доходное. Не десятки миллионов, но на нормальную жизнь в Москве хватает. К тому же мы в некотором плане довольно известные, что-то с этого зарабатываем", – объяснил Кузнецов.
А что потом?
Пранкеры уверены: даже если им из-за обстоятельств придется оставить любимое занятие, они легко найдут себя и в других сферах.
"Мы и на телевизоре работали, и книгу написали. Можем продолжить работу по образованию. Для новых интересных проектов нужны спонсоры. А повторять то, что существует, – это неинтересно", – заключил Столяров.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.