Русский профессор Краснов подарил грузинскому туризму козырь – Ботанический сад Батуми

Сотрудники Батумского ботанического сада им. А. Краснова за работой. Аджарская АССР, 1980
© Sputnik / Виталий Карпов

Александр Левин

Тема: Острые углы истории

В составе Советского Союза Грузия была одной из самых процветающих республик, чей жизненный уровень был значительно выше, чем по стране.

Исторически Западная Грузия была всегда беднее Восточной. Колхидскую низменность покрывали непроходимые болота, где свирепствовала малярия, уносящая тысячи жизней и лишавшая сотни тысяч людей здоровья.

В XX веке ситуация резко изменилась. Села Западной Грузии поражали воображение любого гражданина Советского Союза своим достатком, откровенным богатством. Ни в одном уголке необъятной страны нельзя было найти села, где дома были исключительно в два этажа и выше, с огромной жилой площадью, с архитектурными изысками, с использованием самых добротных строительных материалов.
Истоки всего этого благополучия исходили из субтропического климата, позволившего создать на черноморском побережье Западной Грузии земной рай.

Для любого советского гражданина Грузия ассоциировалась с золотистыми плодами цитрусов, изумрудными чайными плантациями, экзотическими тропическими растениями. Где еще советский человек, как правило, не избалованный заграничными поездками, мог увидеть бамбуковые заросли, бананы, эвкалипты.

Ботанический сад Батуми
Sputnik
Ботанический сад Батуми

Тогда, да и сейчас мало кто задумывался над тем, что эти неземная красота и экономическое благосостояние имели четко выраженный антропогенный характер. Кто же были люди, сумевшие так изменить безжизненные болота Грузии?

В Грузии еще сохранилось большое количество представителей интеллигенции, людей науки, искусства, общественных деятелей, которые пытаются встать на пути усиленно нагнетаемой определенными политическими кругами волны оголтелой русофобии. Противостоять этому трудно, потому что большая часть информационного поля захвачена теми, для которых русофобия стала хорошо оплачиваемой профессией, гарантирующей карьерный рост.

Но дело не только в том, что Россия освободила Аджарию от многовекового османского господства, но она еще и дала ей своего замечательного сына – профессора Андрея Николаевича Краснова.

Можно смело утверждать, что без этой ярчайшей личности не было бы того Черноморского побережья Грузии, какое есть сейчас, не было бы его жемчужины – знаменитого Батумского ботанического сада.
Профессор Краснов происходил из донского казачества, из семьи, которая дала отечеству не только такого блестящего ученого, но и генералов, писателей, больших патриотов.

Памятник профессору Андрею Николаевичу Краснову – основателю Батумского ботанического сада.
© Sputnik / Владимир Минкевич
Памятник профессору Андрею Николаевичу Краснову – основателю Батумского ботанического сада.

В Петербургском университете складываются его научные интересы. Он дружит и общается с Владимиром Вернадским, Николаем Ушинским, Василием Докучаевым, Андреем Бекетовым. Все эти ученые были не просто российского, а мирового масштаба. Их влияние на Краснова и превратило его в истинного подвижника науки. Он блестяще защищает научные диссертации, совмещая теорию с практикой.

В своих экспедициях Андрей Краснов практически объездил большую часть земного шара, изучая почвы и растения самых различных природных зон Российской империи и других государств. Только одно перечисление названий делает его величайшим путешественником.

Профессор Краснов проводит свои исследовательские работы в Полтавской, Нижегородской, Астраханской губерниях, Прикаспийских пустынях, Калмыкии, на Алтае, на Тянь-Шане, работая и в приграничных областях Китая – Кульджа и Кашгария.

Жители Батуми гуляют по аллее Ботанического сада, 1987
© Sputnik / Владимир Акимов
Жители Батуми гуляют по аллее Ботанического сада, 1987

В Северной Америке он прошел путь от Нью-Йорка до штата Юта и оттуда в Нью-Мексико. В Юго-Восточной Азии он путешествует и работает на Сахалине, Японии, Китае, Индонезии, Индии, Шри-Ланке. Он изучает тропические культуры для внедрения их в Закавказье.

Краснов проводил экспедиции и в Сванетии, в Ленкорани и в Аджарии, которую счел чрезвычайно подходящей для культивации чая и других субтропических культур.

Он много сделал для того, чтобы адаптировать эвкалиптовые деревья к климату черноморского побережья. Ведь каждый эвкалипт не только мощный насос, качающий воду и осушающий заболоченную местность, но эфиромасличная культура, защищающая людей от вредных насекомых. До сих пор фитогенный фактор является одним из важнейших компонентов сложившейся экосистемы.

При Харьковском университете он организовал ботанический сад, который стал своеобразной пробой сил перед его главным творением – Батумским ботаническим садом.

В батумском ботаническом саду, 1963
© Sputnik / Н. Бобров
В батумском ботаническом саду, 1963

Будучи уже тяжело больным, профессор Краснов выбирает для ботанического сада живописное местечко рядом с Батуми – Зеленый мыс, где до конца своих дней работает не покладая рук, чтобы успеть завершить свой грандиозный труд. Его замысел блестяще удался – на 65-ти десятинах земли уместились в идеально продуманном порядке представители флоры всего земного шара.

Перед смертью он просил похоронить его на территории сада, в месте, откуда была бы видна Чаква с ее заснеженными вершинами и море.

Сегодня Грузия находится в довольно тяжелом экономическом положении. Рассчитывать на резкий подъем промышленности или сельского хозяйства в условиях жесткой конкуренции со стороны развитых стран особо не приходится. В такой ситуации на первый план выходит проблема развития туризма. Это очень перспективная отрасль индустрии, успешно кормящая целые страны. Встала на этот путь и Грузия. И Батумский ботанический сад – детище профессора Краснова – становится козырной картой в этой игре.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме