Потеря Латвией русскоязычных студентов и их денег из-за запрета на русскоязычное образование в частных вузах – такова "политическая цена" строгой языковой политики, заявил министр экономики Арвил Ашераденс в эфире Латвийского радио-4.
"Мы должны смотреть на общий баланс студентов, которые поступают, – сказал Арвил Ашераденс. – Тут мы видим абсолютный прирост – 8,5 тысяч иностранных студентов в прошлом году. Эта цифра все время растет – студентов приезжает все больше".
На просьбу журналиста Delfi уточнить, значит ли это, что Латвия готова пожертвовать русскоязычными студентами и их миллионами, министр ответил: "У нас очень строгая языковая политика. Латвия производит обучение на языках Евросоюза и точка. Это политическая цена!"
"Политическая цена" измеряется денежными поступлениями в бюджет Латвии. "Если мы откажемся от приема студентов, которые хотят учиться на русском языке, я считаю, что Латвия будет терять от двух до трех тысяч студентов в год", – отмечал вице-ректор Рижской международной школы экономики и делового администрирования Игорь Граурс в интервью Латвийскому радио.
Он сослался на исследование, проведенное центром Certus, в котором говорится, что каждый иностранный студент вносит в бюджет Латвии около 27 тыс. евро. "Позвольте мне посчитать за вас: 2000 студентов означает минус 54 миллиона евро для латвийской экономики", – сказал Граус.
В частных вузах Латвии в 2017-2018 годах обучались 15 439 студентов. Обучение на русском языке практически полностью составляют платные программы. На русскоязычных потоках учится примерно треть студентов.
Помимо прямых убытков, запрет на русскоязычное образование в частном секторе влечет и косвенные потери. Например, минус 600 рабочих мест, если основываться на утверждениях Certus, что каждые 10 студентов дают стране 2,7 рабочих места. При учете зарплаты в 1000 евро – получается минус еще 600 тысяч евро в месяц, то есть 7 млн евро в год.