Госаппарат желает угодить иностранцам, предпринимателям и инвесторам в языковом вопросе, заявил директор Центра госязыка (ЦГЯ) Марис Балтиньш в эфире передачи "900 секунд" телеканала LNT. Проблема в том, считает он, что и в госуправлении, и в негосударственных организациях есть люди, которые сомневаются насчет статуса госязыка и не понимают, что использование латышского в первую очередь является самим собой разумеющимся и не обсуждается.
Если не делать, как выразился руководитель ЦГЯ, "поблажки" иностранным инвесторам, то экономика страны может пострадать, ведь тогда иностранным предпринимателям будет крайне тяжело работать. Так, в 2017 году спрос на получение вида на жительство (ВНЖ) в Латвии в обмен на инвестиции оказался чрезвычайно мал – настолько, что программу можно считать закрытой.
Как сообщила газета Dienas Bizness, предпринимателям из не входящих в Евросоюз стран, внесшим 50 тыс. евро в основной капитал зарегистрированных в Латвии предприятий, временные виды на жительство не выдаются.
Парадоксальное лишение иностранных предпринимателей ВНЖ заставляет все чаще принимать решение о прекращении бизнеса в Латвии.
"Предприниматели уже вложили 50 тысяч евро в основной капитал зарегистрированного в Латвии предприятия и внесли еще 10 тысяч евро в государственный бюджет за ВНЖ, через год его лишают", – недоумевает предприниматель Виестурс Козиолс, чьи бизнес-партнеры столкнулись с подобной проблемой.
Программа ВНЖ показалась политикам угрозой национальной безопасности страны. Из-за пиара программы в негативном ключе такая практика практически прекращена.
По мнению Козиолса, самое плохое в том, что разочаровавшиеся в Латвии инвесторы приезжают на родину и рассказывают своим друзьям и знакомым о том, что случилось.
Запрещая выдачу ВНЖ инвесторам из других стран, Латвия причиняет себе ущерб на сотни миллионов. По сведениям министерства экономики, Латвия ежегодно могла получать 60 млн евро от программы выдачи ВНЖ в обмен на инвестиции, сообщал Mixnews. Согласно планам министерства, в период с 2015 по 2019 годы предоставление видов на жительство должно было принести 300 млн евро.
К тому же, в 2017 году совет иностранных инвесторов Латвии (FICIL) просил у госадминистрации официально использовать английский язык. Тогда Центр госязыка отверг эту инициативу. В FICIL подчеркнули, что с помощью требования о знании английского иностранные компании, которые занимаются бизнесом в Латвии, будут освобождены от необходимости интеграции.
"Английский язык крайне важен для развития бизнеса в Латвии", – считает Исполнительный директор Совета иностранных инвесторов Марта Яксона.
"Центр госязыка категорически отвергает эту инициативу. Использование иностранного языка в бизнесе и государственном управлении будет противоречить существующим законам.
Что касается предпринимателей, то единственный механизм мотивации их интеграции в латвийское общество будет ликвидирован. Существует большой риск того, что в конкуренции с английским латышский язык потеряет свою позицию. Мы считаем, что это попытка ослабить его позицию. Иностранные инвесторы вмешиваются в политику независимого латышского языка, и это неприемлемо", – приводит Sputnik Латвия заявление ЦГЯ.
Между тем ЦГЯ упорствует в своем стремлении расчистить языковое поле страны. Марис Балтиньш заявил о необходимости общественных помощников, которые своими советами смогут улучшить знания предпринимателей о правильном использовании государственного языка. Такие общественные помощники появились у Центра госязыка достаточно давно – в декабре 2015 года. Сейчас они работают по всей Латвии.