Печерский суд Киева арестовал имущество латвийского миллионера Василия Мельника по ходатайству Генеральной прокуратуры Украины (ГПУ), сообщает "Судебный репортер". Речь идет о семи земельных участках с сооружениями, квадроцикле, гидроцикле, яхте и автомобиле.
Кроме того, арестованы корпоративные права Мельника в 10 латвийских компаниях: Finansu investiciju kompanija FIC (100%), Eiro Steel (100%), Graphical Paper (50%), Eiroholdings Invest (100%), EIROHOLDINGS (100%), Servi Ko (0,051%), Remars-Riga (55,15%), DEUL (2,55%), Chrisal Baltia (1%), SIA Eiroholdings (50%).
В постановлении также указано, что арест наложен по делу о завладении средствами "Нафтогаз Украины" на сумму 1,7 млрд грн – 54,6 млн евро в соответствии с нынешним курсом.
Латвийский бизнесмен, по собственному признанию, узнал об этом из СМИ:
"На этой неделе сперва украинскими СМИ, а затем и латвийскими активно стала распространяться информация о состоявшемся 7 августа сего года заседании Печерского районного суда Киева, который принял решение наложить арест на мое, гражданина Латвии, имущество, на территории Латвии. Странно то, что о судебном решении я узнал из СМИ, а не от органов правосудия Украины, что уже свидетельствует о "соблюдении" украинским правосудием элементарных правовых норм", – цитирует Мельника kriminal.lv.
"Для меня очевидно, что дело имеет и явный политический подтекст, поскольку лично Генпрокурор Украины Юрий Луценко в течение последних месяцев публично озвучивает версию о том, что в осуществлении тендера по закупке нефтяной платформы участвовал лично тогдашний президент Украины Виктор Янукович, который якобы вступил со мной в сговор во время своего госвизита в Латвию! Большего бреда сложно было и придумать!" – отмечает Мельник.
По его словам, Януковича он видел один раз в жизни, когда он прибыл в Латвию с официальным визитом и присутствовал в составе делегации Латвии на официальных переговорах, будучи советником президента. "С Януковичем не общался, да и не мог общаться, согласно протоколу", – указывает бизнесмен.
Василий Мельник – глава совета компании Рижская судоверфь (Rīgas kuģu būvētava). Ранее он свидетельствовал в деле о так называемых вышках Бойко. Он рассказал о движении через оффшорные компании части средств, потраченных на закупку – это 135 млн долларов.
В феврале 2018 года генеральный прокурор Украины Юрий Луценко сообщил, что один из свидетелей подтвердил причастность экс-президента Виктора Януковича, бывшего главы НБУ Сергея Арбузова, латвийского бизнесмена Василия Мельника и чиновников "Нафтогаза" в 2011 году к делу о хищении средств на закупки так называемых вышек Бойко.
"В период 2011-2013 годов происходили незаконные сделки с государственными средствами "Нафтогаза Украины" и "Черноморнафтогаза", который является дочерней фирмой НАК "Нафтогаз Украины". Эти сделки совершали лица, приближенные к бывшему президенту Украины Януковичу", – цитирует Луценко "Экономическая правда".
Рижский судоремонтный и судостроительный завод был доведен до критической ситуации из-за желания Василия Мельника "скрыть свои аферы" с "вышками Бойко", рассказал в эфире Латвийского радио представитель малых акционеров Рижской судоверфи Рейнис Берзиньш.
"Одна из причин – желание Василия Мельника скрыть свои аферы с украинскими нефтяными вышками. Если интересно, можете погуглить. Была заключена сделка на 400 млн долларов, деньги были переведены через судоверфь и большая часть этих денег была уведена в неизвестном направлении. Об этом есть уголовные дела и так далее", – отметил он.
Сделка была заключена в 2011 году, а последний транш прошел в 2013 году. Судоверфь здесь выступила "большой мойкой", сказал Берзиньш. Все происходило под полным контролем Василия Мельника.
Нынешнее положение судостроительного завода он оценил как "критическое".
"Ко мне обратились люди с жалобами на задержки зарплат. После лета 2017 года наступил кризис – люди не получали зарплаты за несколько месяцев на фоне острых конфликтов с новым правлением в лице Екатерины Мельник, дочери Василия Мельника, и Эйнара Букса, если не ошибаюсь, кузена. Заводом управляет семья. Эти люди довели завод до того, что денег на зарплаты нет. С ноября 2017 зарплаты не платятся вообще", – рассказал Берзиньш.
Тендер по поставке второй буровой платформы для нужд государственного акционерного общества Нафтогаз Украины в 2011 году выиграла АО Рижская судоверфь. Поскольку АО Рижская судоверфь является публичной компанией, акции которой котируются на балтийской бирже NASDAQ, то все решения, в том числе и об участии в тендерах, принимаются коллегиально – советом и правлением, объяснил в своем заявлении Мельник.
"Впервые в киевском офисе "Нафтогаз Украина" побывал только в 2011-м году, уже во время торжественного подписания контракта. В церемонии участвовал и министр экономики Латвийской Республики. Важно заметить, что это был второй тендер по закупке буровой платформы, первый выиграла совершенно другая компания, которая к АО Рижская судоверфь не имеет никакого отношения. Нефтяная платформа была сдана в срок, и претензий со стороны заказчика не было", – указал бизнесмен.
По его словам, это был очень важный проект для Рижской судоверфи, поскольку позволил инженерно-техническим работникам получить бесценный опыт.
"Считаю публичные утверждения господина Луценко о моем участии в получении финансовых средств в результате умышленно завышенной стоимости платформы лживыми и необоснованными, поскольку никаких платежных документов не подписывал и в их составлении участия не принимал. Начиная с 2012-го года, АО Рижская судоверфь неоднократно проверялась в связи с выполнением заказа по поставке буровой платформы государственными институциями, и никаких нарушений выявлено не было", – подчеркнул Мельник.
Он также считает незаконными действия генпрокурора Украины в публичном пространстве:
"[Луценко] берет на себя обязанности суда и публично в СМИ рассказывает о прохождении этих мифических финансовых потоков и о том, кто и сколько на буровой платформе заработал, не уточняя конкретно, о какой платформе идет речь, не приводя при этом никаких доказательств, кроме сочинений украинских фигурантов уголовного расследования. Генпрокурор Юрий Луценко не считает противоправным делиться секретными оперативными материалами в прямом эфире и называть виновных!" – сказал Мельник.