BALTNEWS, 8 сен. Сайт Euractiv публикует многосерийное расследование "Латвийский триллер еврозоны", посвященное скандалам в финансовом секторе страны. Вторая часть посвящена тому, как финансовые институты Европы предпочитали не замечать прегрешения латвийских банков – до тех пор, пока не вмешались США.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) заинтересовался латвийским финансовым сектором только после того, как третьему по размеру банку страны был закрыт доступ к финансовой системе США. И это несмотря на все предшествовавшие предупреждения.
Банк направил в ЕЦБ письмо в ноябре 2017 года, рассказав о том, что, помимо дискриминирующих мер, примененных к нему Комиссией рынка финансов и капитала (КРФК), некоторые высокопоставленные латвийские чиновники вымогали у банка деньги. Ответа из Франкфурта не последовало, хотя ЕЦБ контролирует деятельность крупных банков еврозоны.
США обвинили банк ABLV в отмывании денег. Как из самого банка, так и из других латвийских кредитных учреждений началось бегство капиталов. Это заставило ЕЦБ потребовать немедленного закрытия банка. Широкомасштабный кризис был прекращен, но доверие к евро, по идее, внушаемое ЕЦБ, было подорвано.
В Риге от этой истории остался неприятный осадочек.
"Латвия была "балтийской Швейцарией". Другие европейские страны над нами смеялись, но это правда. Когда я был в США, сотрудник министерства финансов рассказал мне, что Латвия пропускает через себя 1% всех долларовых сделок мира. Проблема в том, что за этой деятельностью никто не следил", – говорит председатель Комитета по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции Сейма Айнарс Латковскис.
Правительство Латвии объясняет это следующим образом: местные борцы с отмыванием денег не поспели за все растущим банковским сектором, который после кризиса 2008 года занялся крайне рискованной деятельностью – начал наводить мосты между странами бывшего СССР и остальным миром. Вклады нерезидентов, которые правительство хочет сократить до 5%, составляли 40% всех банковских вкладов Латвии.
ЕЦБ не видел в этом большой проблемы, когда Латвия вступила в еврозону, через три года после Эстонии и за год до Литвы. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который вступил в должность в 2014 году, назначил бывшего премьер-министра Латвии Валдиса Домбровскиса вице-председателем Еврокомиссии и еврокомиссаром по вопросам евро и социального диалога.
Человек, который сейчас решает финансовые вопросы в Риге, не латвиец и даже не европеец. Это заместитель секретаря Минфина США по вопросам борьбы с терроризмом Маршалл Биллингсли.
Это бывший помощник генерального секретаря НАТО, который не слишком заботится о том, что будет с банками, которые он обвиняет в финансировании ядерной программы КНДР, отмывании денег украинских олигархов и участии в хищении миллиарда долларов из финансовой системы Молдавии.
В последнее время Биллингсли часто бывает в Риге, а в мае выступал на общественном телевидении.
"Мы хотим, чтобы наши союзники приняли меры (против отмывания денег и финансирования терроризма). Если они этого не делают или мы перестаем доверять тому, как они это делают, мы принимаем меры. Вот что произошло с ABLV", – заявил он.
Европейские институты крайне осторожно подходят к этим вопросам. Борьба ЕЦБ с отмыванием денег неэффективна – вопреки любой логике, контроль над финансовыми потоками остается в ведении отдельных государств. От Еврокомисии тоже критических замечаний не было.
Только Европарламент предпринял какие-то действия. Глава КРФК Петерис Путниньш был вынужден признаться евродепутатам, что знал о косвенных связях между ABLV и северокорейской ядерной программой до того, как Минфин США потерял терпение. И это Европарламент дважды попросил ответить на вопросы главу отделения банковского контроля ЕЦБ Даниэля Нуи и один раз – самого главу ЕЦБ Марио Драги.
В сентябре рабочая группа Еврокомиссии обсудит создание общеевропейской структуры по борьбе с отмыванием денег.
Риск отмывания денег в Латвии долгое время был незаметен везде, кроме Франции, где одно упоминание прибалтийской республики вызывает подозрение Национальной финансовой прокуратуры.
В 2008 году польская фирма Consus помогла отмыть не менее 10 млрд евро с помощью мошенничества с НДС на выбросы углекислого газа. Второй по размеру латвийский банк Rietumu без запинки отмыл миллионы евро между Ригой и Парижем. Компания France Offshore, находившаяся в сговоре с банком, рассылала клиентам письма на фирменном бланке посольства Латвии во Франции.
Как объяснил Патрис Амар, прокурор по делу France Offshore, банк Rietumu создал во Франции представительство, а не филиал. Это позволило ему избежать контроля французских властей. Представительство просто раздавало банковские карты клиентам France Offshore для так называемой налоговой оптимизации. Банк поощрял клиентов в создании компаний в Латвии со счетами в Rietumu, а затем деньги со счетов снимались по французским банковским картам. Всего было создано 349 таких счетов.
Парижский суд оштрафовал Rietumu на 80 млн евро. Банк подал апелляцию на это решение и судится до сих пор.
В Риге начали внезапно возникать компании французских граждан. Банку не было вынесено предупреждение. Миллионы евро, снятые во французских банкоматах через латвийские банки, до сих пор не найдены.
В еврозоне достаточно одному банковскому регулятору оступиться, и каяться приходится остальным восемнадцати.