За полтора месяца до выборов в 13-й Сейм агентство SKDS провело опрос "Латвийский барометр", который показал, что более половины опрошенных жителей оценивают свое материальное положение как посредственное. По словам главы агентства Арниса Кактиньша, можно сделать вывод, что, критикуя экономическую ситуацию в Латвии, многим людям нравится "прибедняться".
Более половины респондентов (53%) считают, что Латвия развивается в неправильном направлении. Также 46 % жителей оценили состояние экономики Латвии как плохое.
Своим материальным положением удовлетворены лишь 2,3% жителей из всех опрошенных, 58,58% расценивают свое материальное положение как посредственное.
"Несмотря на часто публикуемые громкие заголовки о стремительном росте зарплат, материальное положение семей если и улучшилось, то в последний год это происходит очень медленно", – отмечает Кактиньш.
Lūk, kādus sabiedrības noskaņojumus mums atklāj svaigākais (t.i. 2018. gada augusta) Latvijas Barometrs pusotru mēnesi pirms Saeimas vēlēšanām. Grafikos var eleganti redzēt noskaņojumu izmaiņas visu šo Saeimas laiku un salīdzināt ar iepriekšējām Saeimām.
— Arnis Kaktiņš (@ArnisKaktins) 11 сентября 2018 г.
Тяжелое материальное положение для латвийцев – не пустой звук. В Государственном агентстве социального страхования (VSAA) выяснили условия, при которых возможна безбедная старость. Для получения пенсии, достаточной для жизни, латвийцам необходимо проработать 40 лет и получать зарплату как минимум 1800 евро в месяц, подсчитали в агентстве. Эксперты пришли к выводу, что риску остаться без гроша в старости в большей степени подвергнуты люди, получающие минимальную заработную плату, а также работники микропредприятий. Получатели минимальной зарплаты могут рассчитывать на пенсию в размере 230 евро.
Специалисты самых необходимых сфер – образования, медицины, науки – оказываются материально обделенными государством. Обещание повысить зарплаты учителям, медикам, скорее всего, не исполнится. Отсутствие денег на дополнительные расходы заставляет людей забыть о повышении зарплат и, более того, может повлечь за собой их снижение, ведь для обеспечения повышения зарплат в госбюджете дополнительно нужно более 143 миллионов евро. На увеличение зарплат медицинских работников требуется по меньшей мере 103,6 млн евро. Вместо того, чтобы поддержать специалистов, Латвия гонится за повышением расходов на оборону вплоть до 4% от ВВП.
Мнение респондентов о состоянии экономики также подтверждается ситуацией с банками Латвии. Среди основных факторов, влияющих на разрушение экономической системы страны, – кризис банковской сферы, сокращение транзита, массовый отток населения.
По словам экономиста Евгении Зайцевой, после ликвидации банка ABLV началась массовая паранойя в банках, и люди перестали доверять коммерческим банкам. Со слов своих клиентов Зайцева передает, что есть и такие истории, когда банки ни с того ни с сего говорят, что закрывают счет и не хотят обслуживать клиента. Она рассказывает, что банки "в любой момент могут взять и обрезать тебя, отобрать твои деньги, о каком доверии может идти речь?" Экономист уверена, что часто банки перестраховываются, думая, что если они поступят порядочно, то будут наказаны.
Сокращение транзита – еще одна темная история в биографии Латвии. Республика теряет транзит из-за своей антироссийской политики. Согласно прогнозам, объем ведущих российских транзитных потоков в Латвии – угля, нефтепродуктов и минеральных удобрений – к 2022 году сократится на 27%, а к 2030 году – на 67%. Экономика и транспортный сектор страдают из-за санкционного режима, принятого в отношении России.
Такая позиция мешает Латвии в полной мере использовать свое выгодное географическое положение и зарабатывать деньги на транзите грузов, считает экс-министр сообщения Анрийс Матисс. При этом он заметил, что в ближайшее время положение Латвии только ухудшится.
К тому же палки в колеса экономики страны ставит реформа образования, которая предусматривает полный отказ от русскоязычного образования в школах и вузах Латвии. Население массово покидает страну, так как те условия, которые предлагают власти страны, никак не сходятся в представлениями о благополучном существовании.
Так ли уж прибедняются латвийцы? Это вопрос волнующий, и ответ на него неоднозначный.