Согласно новому законопроекту, датчанам грозит до 12 лет тюрьмы за попытку повлиять на общественное мнение, если их взгляды так или иначе совпадают с позицией Кремля, говорится в проекте закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс".
Коллективное мышление, конформизм и постоянно сужающийся коридор допустимых мнений – все они сказались на общественной дискуссии в Дании, пишет член правительственной комиссии по свободе слова Флемминг Росе в статье для датского издания Berlingske.
Свежий тому пример – законопроект о "поддержке мер по борьбе с операциями психологического воздействия, проводимыми иностранной разведкой". Нарушителю грозит до 12 лет тюрьмы, если предполагаемое влияние совершено во время предвыборной кампании. Законопроект направлен против попыток влиять на умы датчан и включает в себя конкретные меры в частном и общественном секторах.
Под законодательство попадает и "вмешательство" в общественные дебаты, и попытки влиять на принятие решений. В законе упоминаются телетрансляции, радиопередачи, публикации в газетах, журналах и других печатных СМИ, а также в интернете и социальных сетях.
"Таким образом, под его действие потенциально подпадает ситуация, когда агент иностранной разведки говорит, что было бы славно заменить перегоревшую лампочку в туалете того или иного заведения, а датский директор берет и следует его совету. Поплюем через плечо", – отмечает Флемминг Росе.
Дело примет более серьезный оборот, если датчанин, у которого есть знакомые фермеры, после четырех убыточных лет решит, что антироссийские санкции Дании и других западных стран контрпродуктивны. Аргументация может быть самая разная: например, что санкции достигли противоположного эффекта – а именно, укрепили позиции президента Путина и заставили богатых россиян вернуть свои капиталы в Россию. По данным московского отделения Центра Карнеги, финансируемого США, утечка капитала из России в результате санкций резко сократилась.
Вот датчанин поразмышлял и понял, что продолжать санкции бессмысленно – они толком и не работают. Этими соображениями он решает поделиться за завтраком с российским дипломатом, который на самом деле никакой не дипломат, а "агент российской разведки". Как ни удивительно, "дипломат" совершенно с ним согласен и добавляет еще один аргумент: Крым от России все равно никогда не уйдет, сколько бы санкций против нее ни ввели и как бы сильно не давили. Гражданин принимает и этот аргумент, равно как и другие соображения, изложенные выше, и решает написать об этом в газету, однако источника своего не раскрывает, рассуждает Флемминг Росе.
По законопроекту, за такое наказывают.
Такой же исход будет и в том случае, если после беседы с "российским агентом", замаскированным под дипломата, бизнесмена или журналиста, датский гражданин попытается повлиять на мнение в пользу спорного газопровода "Северный поток–2", который должен пройти через датские воды. И то же самое произойдет, если какой-нибудь эко-активист или противник сланцевого газа, переговорив с российским агентом, пустит в ход его аргументы в спорах с общественностью (Москва считает сланцевый газ угрозой для российского газового экспорта в Европу и поэтому всячески поддерживает "зеленых", протестующих против добычи сланцевого газа).
Бывает так, что датский гражданин придерживается мнения, что НАТО занимается подстрекательством к новой холодной войне и решает поделиться ими в соцсетях как своими собственными.
Законопроект выглядит попыткой запугать общество наравне с законодательством в других европейских странах, криминализировавших "фейковые новости". Речь идет о вполне законных взглядах, которые имеют место в публичных дискуссиях, но могут быть приняты за промывание мозгов. Результат: коридор допустимых взглядов, за пределы которого выходить опасно, станет еще ýже, делает вывод Флемминг Росе.