Польский президент Дуда заявил, что строительство российского газопровода "Северный поток–2" представляет угрозу для Украины и Словакии.
"Без сомнения, газопровод "Северный поток–2" опасен для Украины, Словакии и также был бы энергетической угрозой для Польши, если бы не наши предупреждающие действия, которые мы реализуем", – цитирует его РИА Новости.
Он подчеркнул, что позиция всех трех стран по данному вопросу является однозначной и неизменной, и главы государств неоднократно ее обозначали. Подобные заявления звучат постоянно.
В июне этого года президент Словакии Андрей Киска заявил, что "Северный поток–2" – очень опасный проект, который Москва использует, чтобы шантажировать Украину.
Протест этой страны понятен: Словакия теряет 800 млн евро от прекращения транзита через Украину. Однако Газпром и словацкий Eurostream подписали соглашение о присоединении его к транзитным маршрутам от "Северного потока–2", аналитики это связывают с разработкой Газпрома и Eurostream схемы по продаже газа на Украину с извлечением прибыли партнерами.
Потери Украины тоже очевидны: "Северный поток–2" лишит эту страну доходов от прокачки газа в Европу.
Почему Польша выступает против газопровода? Дело не только в антироссийской политике.
В 2014 году, когда стали возникать проблемы со строительством "Южного потока", "Газпром" проводил переговоры с Польшей о расширении газопровода "Ямал-Европа". С небольшими затратами была возможность увеличить мощность прокачки, проложив новые трубы – "Ямал-Европа–2". Польша категорически отказалась от предложений, несмотря на то, что реализация подобного проекта позволила бы "получать деньги из воздуха" – просто потому что некий товар непрерывно и в больших объемах проходил бы по территории страны.
"Возможно, они предполагали, что "Газпром" начнет за ними бегать, предлагать какие-нибудь условия, пересматривать контракты… Тогда "Газпром" и российское руководство поступили иначе – договорились с крупными европейскими компаниями о строительстве "Северного потока–2", – объяснил Baltnews.lv заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
По мнению эксперта, в противодействии Польши "Северному потоку–2" читается досада от упущенной выгоды потенциальной реализации альтернативного проекта, от которого страна отказалась. "Возможно, отказались из-за того, что хотели получить какие-то преференции, но не получили", – сказал эксперт.
Проект "Северный поток–2", который пойдет в обход транзитных государств, – Украины, Белоруссии, Польши и других стран Восточной Европы – должен связать Россию и Германию. Единственный акционер компании-оператора проекта Nord Stream 2 AG – "Газпром". Европейскими партнерами по проекту являются немецкие Uniper и Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и англо-голландская Shell. Начало эксплуатации "Северного потока–2" запланировано на 2019 год.